Про "копполы" и "аэродромы"

Jun 16, 2012 09:25

Когда-то писала про копполу и обнаружила, что связь-то действительно есть между грузинами и сицилийцами!
http://taorminese.livejournal.com/61517.html

Оригинал взят у siciliaways в про "копполы" и "аэродромы"
Оригинал взят у shimerli в Коппола, Ланца и грузинская кепка-"аэродром"

Пост простимулирован анонсом передачи Олега Пафилова.
Грузинские кепки-"аэродромы", эдакий символ совкового грузина, вам, надеюсь, представлять не надо.



Нынче они вышли из моды, но все равно пользуются спросом у некоторой части населения.
Вот, мастерская тбилисского мастера Лёвы Чохоляна, одного из последних могикан - шапочников, шьющих "аэродромы".



Фото отсюда.
Подобные кепки вы видели на головах сицилийских крестьян, например, в фильме "Крестный отец". (Они называются coppola siciliana - сицилийская кепка)



Но, конечно же, не обратили внимания на их сходство с грузинскими головными уборами, а зря.
Они - одного происхождения - итальянская коппола и грузинский аэродром.
Вернее, коппола происходит от английских аристократических кепи, а аэродром - от копполы.

Для не владеющих грузинским я ниже перескажу удивительную историю происхождения грузинских кепок, а пока посмотрите несколько картинок, найденных по запросу "coppola siciliana" и сравните их с произведениями Лёвы Дохоляна.













..

А теперь, обещанная:

Удивительная история о Тбилисской опере, царском наместнике на Кавказе кн. Михаиле Воронцове, купце первой гильдии Габриэле Тамамшеве и итальянском теноре Сальваторе Коккуце, или Откуда есть пошла кепка-«аэродром»

В 1847 году по инициативе кн. М. Воронцова, царского наместника на Кавказе, в Тифлисе, на пл. Эриваньского (сегодняшняя пл. Свободы), был заложен фундамент оперного театра. Строительство, которое велось под руководством итальянского архитектора Джовани Скудиери, длилось четыре года и завершилось в 1851 году. Интерьер театра оформил Г. Гагарин. Здание строилось на деньги тбилисского купца Габриэла Тамамшева. Чтобы сделать сие предприятие интересным для совдагара, властями было разрешено помимо собственно театра построить и магазины - совместить театр с караван-сараем, при условии финансирования Тамашевым оперного театра. (Несколько фотографии театра-караван-сарая Тамамшева).

Театр открылся 12 апреля 1851 года грандиозным балом, на котором присутствовало всё высшее общество Тифлиса. Зрительный зал вмещал 800 зрителей и, по мнению Александра Дюма-старшего, ничем не уступал лучшим мировым образцам. В популярной парижской газете «Иллюстрасьон» 25 октября 1851 года была опубликована статья некоего Эдмона де Барреса, где было сказано, что: «Этот единственный в городе театр, который оформлен в мавританском стиле, бесспорно является одним из наиболее элегантных, красивых и обворожительных театральных строений, которое можно себе представить.»

Опера пользовалась грандиозной популярностью у тифлисской публики. Слух меломанов услаждали не кто либо, а итальянские певцы. Арии из итальянских опер разносились по всему городу. Их пели все - аристократы, купцы, простые горожане. Итальянские мелодии перепевались на грузинский лад и послужили основой зарождающемуся жанру городского романса.

11 октября 1874 года театр сгорел при невыясненных обстоятельствах. Были уничтожены практически все декорации, костюмы, реквизиты. Не удалось спасти также богатейшую нотную библиотеку. Здание настолько пострадало, что было решено строить новый театр. Однако, Тамамшев восстановил торговую часть строения, и караван-сарай просуществовал вплоть до 1934 года, когда при реконструкции главной площади города здание было снесено.

Что касается нового (нынешнего) здания оперы, то его строительство затянулось. Часть итальянской труппы разъехалась, часть осталась ждать лучших времен в ставшем для них родным городе. Певцы и музыканты перебивались разными заработками, не всегда связанными с их основной профессией.

Тенор-сицилианец Сальваторе Кокуцца (Кокоцца) (да, однофамилец знаменитого певца Марио Ланца - урожденного Альфредо Арнольдо Кокоцца) решил вспомнить профессию отца, в которой он, видимо, тоже кое-что смыслил, и открыл на Михаиловском проспекте (ныне пр. Давида Агмашенебели) мастерскую по пошиву традиционных сицилийских кепок. Место для мастерской он выбрал не случайно. Михайловский пр. был в основном заселен немцами, и наш сеньор Кокуцца надеялся, что покупателями его продукции станут именно они.

Однако, на практике оказалось, что наибольшей популярностью итальянская коппола пользуется у грузинского населения города. Наш певец-шапочник тут же отрыл вторую мастерскую в Кутаиси, в городе, в отличие от Тбилиси, с преимущественно грузинским населением и не прогадал. Имеретины с большим энтузиазмом восприняли новинку, и кепи Кокуццы быстро стали распространяться по всей Западной Грузии.

Так сицилийские кепи обосновались в Грузии, благодаря Воронцову, Тамамшеву, грандиозному пожару, поглотившему столь любимому горожанами оперу и, конечно же, предприимчивому итальянскому тенору Сальваторе Кокуцце, нашедшему в Грузии вторую родину.

Интересно, что одно время сицилийские кепи исчезли из грузинского обихода, однако мода на них вновь возродилась в 50-х годах прошлого столетия. Видимо, в первые годы советской власти народу всякий там индпошив просто был не по карману (а промышленным способом «аэродромы» никогда и не производились).

Кстати, в Кутаиси эти головные уборы до сих пор иногда называют «кокуца-куди» (шапка-кокуца), хотя вряд ли себе представляют, что это такое - «кокуца»

Вот, такая история...

сицилийские костюмы, символы сицилии

Previous post Next post
Up