"Зленые своды" или «Грюнес Гевёльбе» - это самое обширное собрание драгоценностей на европейском континенте(я так понимаю, что при этом заявлении в расчет Россия не берется, так как Алмазный фонд считается самым большим собранием такого рода в мире). В нем хранится более 3000 изделий из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, эбенового дерева и янтаря, а также из стекла, латуни и бронзы, отличающихся высокой художественной ценностью.
Основой собрания музея "Зеленые своды" стала, опять-таки, домашняя сокровищница саксонских курфюрстов, которую курфюрст и король Польши Август Сильный решил выставить на всеобщее обозрение. Для этого он заказал придворному архитектору Маттеусу Пёппельману оформить для его сокровищницы несколько комнат в княжеской резиденции.
Пёппельман оформил 7 комнат на первом этаже княжеского дворца в стиле барокко, украсив стены богатой резьбой, покрытой лаком и позолотой, зеркалами и полочками под каждое изделие из сокровищницы. Перед стенами стояли позолоченые столы. Пол и дверные проемы были облицованы саксонским гранитом. Украшение и интерьер комнат были изготовлены знаменитыми мастерами тех времен - придворным скульптором Беньямином Томэ, лакировщиками Мартином Шнеллем и Кристианом Райновом. Первоначально стены 8 комнат сокровищницы были покрашены в зеленый цвет, а потолки были сводчатые - именно это и дало название музею - "Зеленые своды". Оформление сокровищницы было закончено в 1724 году. В те времена, вероятно, это был первый музей такого рода в мире.
Важнейшие произведения искусства стояли на мраморных плитах столов, другие первостепенные вещи - на нижних консолях. Таким образом, было создано два уровня расположения и обозрения экспонатов в зависимости от их ценности. Предметы, имевшие главным образом только декоративную ценность, размещались еще выше, вплоть до 4 метров от пола, и служили в основном деталями общей картины интерьера. Выставленные вещи многократно отражались в зеркалах, укрепленных за ними, на противоположных стенах и на пилонах.
До 1942 года сокровищница оставалась в первоначальном виде, за исключением тех моментов, когда правителям нужны были деньги и они продавали часть коллекции "Зеленых сводов". В результате таких действий коллекция серебряных изделий несколько именьшилась в обьеме :(.
В феврале 1945 года, после бомбардировки Дрездена, от самой княжеской резиденции остались всего лишь стены. Залы сокровищницы были либо разрушены, либо (5 наиболее укрепленных комнаты) очень сильно повреждены - в коридорах замка представлена экспозиция фотографий, рассказывающая об восстановлении здания. Сама же коллекция "Зеленых сводов" практически не пострадала - это один из немногих немецких музеев, прошедших войну без потерь. После войны предметы из сокровищницы "Зеленые своды" были вывезены в СССР, и хранились в Москве, в сейфах Министерства финансов СССР до 1958 года, когда были переданы ГДР.
Во время реставрации помещений "Зеленых сводов" сама коллекция либо путешествовала по выставкам, а малая ее часть выставлялась в Альбертиниуме. Историческая часть коллекции "Зеленых сводов" была открыта после реставрации лишь в 2006 году, новая часть "Зеленых сводов" - более многочисленная, открылась немного раньше.
Сегодня экспозиция исторической части "Зеленых сводов" состоит из 10 залов, в которые вошли все комнаты "зеленых сводов" сделанные Пёппельманом, гардеробная, комната смотрителя и запасник. Все эти комнаты были заботливо восстановлены немцами по историческим чертежам и фотографиям, в некоторых комнатах, которые при разрушении дворца в 1945 году пострадали меньше всего, до сих пор находятся части исторической отделки - частичная роспись, резьба и зеркала.
В первой зале выставлены предметы сервировки стола, обеденные гарнитуры, шкатулки, шкафчик и статуэтки сделанные из цельных кусков янтаря либо инкрустированные янтарными пластинками. Авторами всех этих творений являются мастера из Кёнигсберга.
Второй зал экспозиции, по совместительству являющийся первым залом в экспозиции 1723 года, отдан под великолепные творения из слоновой кости - статуэтки, скульптуры, кубки и многое другое, сделанные из этого материала. Все эти вещи завораживают исскуством исполнения, над ними работали самые выдающиеся мастера тех времен.
Третий зал называется "Залом белого серебра" и включает немногочисленную, но очень красивую часть колекции всевозможных изделий из серебра - чаши и кубки, скульптуры и шкатулки, табакерки и умывальные гарнитуры. Экспозиция этого зала наиболее пострадала за время существования "Зеленых сводов" - очень много вещей были либо проданы, либо переплавлены, во те времена, когда саконские правители из династии Веттинов, наиболее нуждались в деньгах. Опять таки все изделия очень мастерски исполнены - скульптура Георгия Победоносца, убивающего дракона, например, отлита с особой тщательностью и все 3 головы - лошади, дракона и человека, открываются и способны стать кубком. Очень тщательно исполненная сова, символ мудрости, с легкостью также превращается в большой кубок.
Четвертый зал - это "Зал желтого серебра", как нетрудно догадаться по названию, включает в себя серебряные изделия с позолотой. На одной из полочек справа можно увидеть очень красивый кубок в форме замка(точная копия одного из немецких замков), который вмещает в себя около 2,5 литров. Видимо изображения зверей в то время были очень популярны, потому что дальше на стенах можно найти кубки в форме куропатки, дракона, дельфина, лошадей и единорогов и т д.
Пятый зал самый большой по площади включает в себя коллекцию изделий из разнообразных материалов - камень, серебо, страусиные яйца, кокосы, горный хрусталь, раковины маллюсков. В большинсве своем это очень исскусно изготовленные кубки и вазы.
Шестой зал называется "Залом гербов" - резные панели, которыми украшены стены этой комнаты, содержат изображения гербов всех саксонских земель, сделанные из дерева или металла.
Седьмой зал - это кульминация всей экспозиции. В нем содержатся драгоценности, принадлежащие саксонским курфюрстам. Отличительной особенностью этой экспозиции является то, что в большинсве своем это мужские украшения. Из женских тут представлены только ожерелье из оочень больших бриллиантов, несколько заколок, и 2 ожерелья из жемчуга, причем самое длинное из них сделано из очень редкого немецкого жемчуга.
Еще один очень интересный экспонат - это скульптура "негра" (на самом деле это индеец из Америки), сделанная из эбенового дерева, с изумрудным штуфом в руках. Этот изумрудный штуф был найден в Южной Америке и доставлен Августу Сильному в Дрезден. Он приказал сделать для этой уникальной находки вот такую интересную оправу. Первоначально штуф содержал 26 изумрудов, теперь индеец держит в руках всего 2 больших и 4 маленьких изумруда.
Из мужских украшений здесь представлены амазный, бриллиантовый, сапфировый, рубиновый и изумрудный гарнитуры Августа Сильного. Эти гарнитуры включают в себя такие предметы гардероба, сделанные из драгоценных камней как: шпаги, трости, орден Золотого руна, звезды других орденов, аксельбанты, табакерки, запонки, пуговицы, пряжки, украшения для шляп и т д. Изображения этих изделий выкладывать бесполезно - все равно они не передают и малой толики той красоты и сияния - это все надо видеть. Бриллиантовый гарнитур включает в себя уникальное украшение - эгрет с уникальным в своем роде, самым большим (41 карат) в мире зеленым бриллиантом.
Восьмой и девятый залы "Зеленых сводов" включают в себя бронзовые скульптуры - большие и не очень :).
Кроме высокой художественной ценности в "Зеленых сводах" встречаются и экспонаты с очень интересной историей - здесь выставлено кольцо Мартина Лютера (очень большого размера, т к он носил все кольца только на перчатки), на котором изображен герб М. Лютера - череп с надписью по-латински. Готический сосуд 13 века из горного хрусталя, принадлежащий польской королеве Ядвиге, жене литовского князя Ягайло. И, выделяющийся из всей коллекции, полностью золотой ковш царя Ивана Грозного, сделанный из чистого золота и украшенный жемчугом и сапфирами. Каким образом, этот "ковшик" длинной 23 см и весом в пару кило попал в Дрезден неизвестно...
Фотографировать в музее запрещено, да и не стоит оно того - мастерство художников, скульпторов и ювелиров, блеск камней и истинное благородство форм не передаст ни одна фоторгафия, это надо смотреть, смотреть и смотреть уткнувшись носом в стекло, чтобы увидеть мельчайшие детали :)
Продолжение следует...