Если пройти от Кафедрального собора в сторону Академии исскуств и Фрауэнкирхе вдоль стен княжеской резиденции, то на северной стене хозяйственного двора можно увидеть одну из самых интересных достопримечательностей Дрездена - "Княжескую черту". Это панно длинной 102 метра, на котором изображены все 35 саксонских князей из династии Веттинов, правление которой продолжалось без малого 800 лет.
Первоначально "Княжеская черта" была сделана в 1589 году, в популярной тогда технике Сграффито: сначало наносился нижний слой штукатурки темного (черного) цвета, высыхал, поверх наносился второй слой из штукатурки светлого цвета (белого) и рисунок выцарапывался на еще свежем втором слое, при этом обнажался первый, более темный слой. Увы, этот способ не добавил панно долговечности и уже к XIX в. сырость от Эльбы, находящейся в 100 шагах, практически уничтожила шедевр.
В 1865 г. дрезденский художник Вильгельм Вальтер получил заказ оформить стену заново. Новое изображение было создано в 1873-1876 гг., и вновь в технике Сграффито. В. Вальтерт изобразил 35 веттинских курфюстов (фигуры размером больше человеческого роста) выезжающими через триумфальную арку на конях, при этом возглавляет славную процессию Конрад Великий, основатель династии Веттинов. За правителями саксонской замли идут просвященные граждане Саксонии, любопытно, что последним в шествии правителей художник изобразил самого себя, считается, что этим он как бы поставил логическую точку в конце своего произведения.
К сожалению, это изображение оказалось еще менее долговечным, чем первоначальное - уже в 1901 г. на картине появились повреждения. И тогда, для сохранения этого шедевра предложили совершенно гениальное решение - перенести всю картину на фарфоровые плитки. Для этого на Мейсенской мануфактуре был разработан новый метод росписи фарфора и бесшовный способ укладки фарфоровых плиток. В 1905 -1906 гг. на фарфоровой мануфактуре в городе Майсене была изготовлена 23 921 фарфоровая плитка, а в 1907 г. на стене знаменитого хозяйственного двора появилось новое произведение искусства. Стена выдержала бомбардировку 1945 г., несмотря на страшное пекло, ни одна плитка не отвалилась. Правда, в конце XX в. небольшая реставрация картине все-таки понадобилась...
Продолжение следует...