Аристотель, "Поэтика". Дневник чтения. Части 13-26

Nov 21, 2009 18:11


13.

Черты лучшей трагической фабулы:

- человек, не отличающийся особенной добродетелью и справедливостью, впадающий в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке;

- простая (а не двойная) фабула;

- переход от счастья к несчастью (а не наоборот).

Второй род - трагедия, оканчивающаяся противоположно для лучших и худших людей; имеет двойной состав.

14.

Страшное и жалкое должно заключаться в самом событии, в нем состоит сущность трагедии и удовольствие от нее.

В лучших фабулах:

- страдания возникают среди друзей;

- мифы, лежащие в основе трагедии, не разрушены;

- преступление задумано, но не совершено из-за узнавания.

15.

Характеры должны быть:

- благородными;

- подходящими;

- правдоподобными;

- последовательными.

В характерах, как и в событиях, все должно соответствовать необходимости либо вероятности.

16.

Узнавания:

- посредством внешних причин;

- придуманные самим поэтом;

- посредством воспоминания;

- ошибочное заключение (ложное узнавание).

17.

Должно соотносить фабулы с видимым действием, представлять их в общих чертах, а затем составлять эпизоды.

18.

Обязательные части трагедии:

- завязка (часть, которая простирается от начала до момента, являющегося пределом, с которого наступает переход от счастья к несчастью или наоборот);

- развязка (часть, которая продолжается от начала этого перехода до конца).

Четыре вида трагедии:

- сплетенная (все основано на перипетии и узнавании);

- трагедия страданий;

- трагедия характеров;

- трагедия чудесного.

Хор в трагедии должен быть частью целого.

Следует стараться соединить все четыре вида в одной трагедии, а, кроме того, не сочинять трагедий с эпическим составом.

19.

Область мысли - все, что должно быть достигнуто словом (заключается в риторике).

Область мысли:

- доказательство/опровержение;

- возбуждение душевных движений;

- возвеличение/умаление.

Для актера важны знание и различение видов речи.

20.

Составляющие речи:

- буква;

- слог;

- союз;

- имя;

- глагол;

- член;

- флексия;

- предложение.

Буква - неделимый звук, из которого может происходить осмысленное слово.

Буквы:

- гласные;

- полугласные;

- безгласные.

Слог - не имеющий самостоятельного значения звук, сложенный из безгласного и гласного или из нескольких безгласных и гласного.

Союз - не имеющее самостоятельного значения слово, которое из нескольких имеющих значение слов может составлять одну имеющую значение фразу.

Член - слово, не имеющее самостоятельного значения, показывающее начало, конец или разделение предложения.

Имя - сложное слово, имеющее значение, без определения времени; часть его сама по себе значения не имеет.

Глагол - сложное слово, имеющее значение, с определением времени; часть его сама по себе ничего не означает.

Флексия - обозначение в имени или глаголе на вопрос: кого? кому? и т. п., обозначение единства/множества, обозначение отношений между разговаривающими.

Предложение - сложная речь, имеющая значение, ее отдельные части имеют значение и сами по себе.

21.

Имена:

- простые;

- сложные.

Имена:

- общеупотребительные;

- редкие;

- переносные;

- украшательные;

- сочиненные;

- удлиненные;

- укороченные;

- измененные.

22.

Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.

Общеупотребительные слова - низкие.

Благородное и не затасканное выражение пользуется необычными словами:

- редкое слово (глосса);

- метафора;

- удлинение.

Использование таких способов требует умеренности, так как речь полностью из метафор - загадка, а из глосс - варваризм.

23.

В повествовательной (эпической) поэзии фабула должна относиться к одному целому законченному действию, имеющему начало, середину и конец (единство действия, а не времени).

24.

Эпопея:

- простая/сплетенная;

- нравоописательная/патетическая.

Составные части эпопеи - те же, что и в трагедии (за исключением музыки и сценической обстановки).

Отличия:

- длина (надо, чтобы можно было обозреть сразу начало и конец);

- метр: героический метр (гекзаметр), который особенно принимает в себя глоссы и метафоры.

Возможно изображение немыслимого, благодаря которому и происходит удивительное, так как не видно действующего лица.

Следует предпочитать невозможное, но вероятное, возможному, но маловероятному.

25.

Погрешность:

- касающаяся сущности искусства (намерение воспроизвести невозможное);

- случайная (неправильное изображение какого-то особенного искусства, дела; изобретение невозможного).

Порицание в поэтических произведениях возможно с пяти точек зрения.

Порицается:

- невозможное;

- нелогичное;

- вредное для нравственности;

- заключающее в себе противоречия;

- идущее вразрез с правилами искусства.

26.

Преимущества трагедии перед эпопеей:

- музыка и зрелище;

- цель подражания достигается при небольшом объеме;

- больше единства изображения;

- при этом обладает и всем, что есть у эпопеи.
Previous post Next post
Up