"Достоевский нам не нужен", - считает президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
В маленькой Бугульме что в Татарстане 15-летний подросток убил двух бомжей. На спор, чтобы доказать своим друзьям и себе насколько он "крутой". Знакомая история, неправда ли? А знакома она нам со школьных времен из романа Достоевского "Преступление и наказание". Главный герой решил себя проверить - "тварь ли я дрожащая или ПРАВО ИМЕЮ?" Известен и конец той драмы - Родион Раскольников оказался Человеком, а не "белокурой бестией". Для него история закончилась плачевно - раздавленная личность и каторга. Излечиться от идеи превосходства, вполне фашистской, Родиону помогло лишь глубокое раскаяние и Любовь.
А Мартин Иден из романа Джека Лондона - индивидуалист и сверхчеловек, увлеченный идеями Ницше помните как закончил? Тоже не очень. Но бугульминский паренек, уверена, ничего не читал, так как в школе этого не проходят.
Зато наверняка слышал о Ницше и его "белокурой бестии", попупярном в молодежной среде. Само выражение die Blonde Bestie (дословно желтоватый зверь) до Ницше служило литературным клише для льва. И Ницше перенес это выражение на человека, так как считал, что в его сущности заключен Зверь. Он поклонился этому Зверю и стал всех убеждать, что это естественно, хорошо, что это надо использовать по полной избранными расами. «В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени потребна разрядка, зверь должен наново выходить наружу, наново возвращаться в заросли...»
Достоевский глубоко копнул в человека, увидел Зверя, сидящего в каждом из нас. Да только нужно знать об этом и оседлывать его, не позволяя ему взять верх. Об этом то как раз и у Достоевского, и у Толстого. Таких знатоков человеческой души никогда не было до них, и вряд ли когда нибудь будут - все эти Фрейды, Ницше и пр. нервно курят в сторонке. Но наши дети об этом не знают. Ну откуда им узнать?
На фоне обывательской размазанности, отсутствия духа и идеологии, ребята ищут силу не совсем разбираясь в качестве этих источников. И не совсем понимая, что дух как источник силы может быть направлен на зло и разрушение. Это и многое другое мы находим у Достоевского, на многие вещи нам открывает глаза великая русская литература. Поэтому она и считается великой во всем мире. От неё же и хотят отодвинуть наших детей, называя произведения русских классиков слишком философскими и слишком сложными.
Да, они сложны для подростка. И не всё он сможет понять. Но многое он может "схватить". То есть что-то его зацепит (как было у меня), что-то всколыхнет, а понимание философской глубины происходит с возрастом. И тогда возникает желание перечитать. И тогда может произойти невероятная вещь называемая катарсисом. Именно такие книги формируют мировозрение, нравственные стержни, национальную идентичность и понимание многих философских вопросов. Такие произведения и строят Человека в человеке. Не будь "Преступления и наказания" Достоевского и "Войны и мира" Толстого в школьной программе, вряд ли я понимала бы ценность этих произведений и масштаб гения писателей.
А теперь кому-то в воспаленный мозг пришло выбросить эти романы из школы. Потому как на Человека наплевать. А Зверя нужно сдерживать множеством законов. Но если законы вдруг перестанут работать (например при ослаблении государства) или будут приняты людоедские законы как в фашистской Германии, то польётся кровь не только бомжей, потому как по законам джунглей убивают всех слабых или превращают их в рабов. Так кого же будет выпускать наша школа? "Волков и овец"? Впрочем, об этой пьесе Островского тоже вряд ли слышали наши школьники...