Отдалённые последствия.

May 27, 2009 13:46


В ночь с 27 на 28 мая в 1995 году в 1 час 4 минуты на севере Сахалина произошло сильнейшее землетрясение силой 10 баллов. По данным МЧС это землетрясение считается самым разрушительным за последние 100 лет. В посёлке нефтяников Нефтегорске проживало около 3 с половиной тысяч человек. Более двух тысяч из них погибли…

В то время я жила в Южно-Сахалинске, поэтому видела и слышала чуть больше, чем жители европейской части России. Такие события слишком сильно потрясают и заставляют задуматься о том, о чём в суете обычной жизни порой не размышляешь. Что есть судьба? Что есть рок или, наоборот, счастливый случай? Как человек, совершая или не совершая какой-то поступок (дурной или, напротив, высоконравственный), может кардинально повлиять на чью-то жизнь или смерть, даже не зная об этом?

Нефтегорск был посёлком городского типа. Там стояли деревянные домишки, двух- и трёхэтажные шлакоблочные дома, построенные в 60-х, и панельные пятиэтажки, построенные в начале 70-х, прозванные в народе «хрущёвками». Уцелели первые и вторые. Ещё уцелел… памятник Ленину. Жуткие были потом фото: Ленин на фоне разрушенных домов и штабелей из сотен гробов…

«Хрущёвки» сложились, как карточный домик, и многие из них загорелись (в посёлке было газоснабжение). Рассказывали жуткие, немыслимые по ужасу эпизоды, когда, например, уцелевший мужчина бросился к соседнему дому, где жили родители, и увидел их в развалинах на уровне подвальных щелей (чуть больше, кстати, уцелело людей с верхних этажей - они оказались как бы сверху завалов). Родители тянули к сыну руки, а он ничего не мог сделать - они заживо сгорели на его глазах…

Когда первые вести о землетрясении дошли до Южного, сообщения сначала шли обнадёживающие - до тех пор, пока вертолётчики не долетели до посёлка и не увидели страшную картину. Они не смогли сдержать возгласов своего потрясения и ужаса: какие-то даже не груды - ровный ряд кучек чего-то вместо многоэтажных домов…

В ту ночь проводился школьный выпускной вечер, и именно в ту минуту в ДК объявили последний танец. Для восемнадцати из двадцати шести выпускников он на самом деле стал последним. Последним в жизни. Плита перекрытия накрыла танцующих, лишь восемь ребят остались в живых - оказавшиеся на улице...

Кто-то за сорок лет до землетрясения придумал «хрущёвки» - как неподражаемый образец сверх-экономии на строительстве - может, потому, что он сам не собирался в них жить? Кто-то за двадцать пять лет до трагедии рассчитывал сейсмичность этого района Сахалина и определил, что достаточно строить 6-балльные дома по шкале сейсмоустойчивости, - может, он не очень добросовестно учился в институте? Кто-то потом, за двадцать лет до этого, делал на заводе панели и строил, не очень соблюдая при этом пропорции песка и цемента - что там в какие-то панели душу и усердие вкладывать, скорее наряд бы закрыть, да и лишний мешок цемента в личном хозяйстве всегда пригодится... Конечно, разве эти люди убили больше двух тысяч нефтегорцев? Это всё стихия…

Если бы мы все почаще задумывались об отдалённых последствиях своих поступков!

Есть, конечно, и факторы, которые неподвластны человеку. Есть цепь событий, которая поражает своей парадоксальностью в переплетении трагедии и света жизни. В Нефтегорске жила одна семья: мама с папой и четверо детей. В ту страшную ночь дети погибли все. Мать получила тяжелейшую травму: ей ампутировали ноги выше колен… Только супруг уцелел без травм. Сейчас эти люди живут в Хабаровске. Уже в Хабаровске у них родилось двое детей, и в детской комнате на стене висят фотографии тех старших четверых, которые сегодня стали уже, конечно, младшими… Я восхищаюсь этими супругами. Но есть в жизни абсолютно непостижимое человеческому уму: ведь двое деток появились на свет только вследствие (как можно написать «благодаря»?!) смерти своих сестрёнок и братишек... В чём высшая суть Божественного Промысла - никому из нас не дано знать…

Но нам всем дана возможность хотя бы не быть причиной, пусть косвенной, каких-то ужасных, катастрофических последствий! А мы… Эх!

Расскажу вам один случай, о котором я никогда не смогу забыть.

Когда мы приехали в Калининград, сынок начал заниматься в кружке Дома детского творчества. Я сразу обратила внимание, что дорога возле ДДТ очень опасная для перехода детей: по плавной дуге машины несутся с огромной скоростью, не обращая никакого внимания на знак пешеходного перехода. Я беспокоилась, конечно, за сына, ему было тогда всего девять лет, и я постоянно твердила ему про осторожность при переходе дороги в этом месте.

И, знаете, я сделала запрос на официальном интернетовском сайте городской администрации. Я подробно описала ситуацию и закончила обращение фразой, что в любой момент на этом переходе может случиться трагедия. Мне тут же ответили, на сайте было тогда же опубликовано официальное письмо! Ну, знаете, классическая такая отписка. Что-то про нехватку средств, и что этот вопрос надо решать какой-нибудь иной инстанции… А через два года на том самом пешеходном переходе погибла девятилетняя девочка - она возвращалась домой после кружка, а водитель мчался, как сумасшедший…

Я иногда думаю: как спит тот чиновник, который состряпал тогда отписку? Я почему-то думаю, что хорошо спит, без мук из-за угрызений совести…

Да и я сама - если б знала заранее - приложила бы гораздо больше усилий, чтобы добиться того, что было потом сделано уже после трагедии: ведь установили же «лежачего полицейского», сразу нашли средства! Собственно, заплатили сполна - детской жизнью…

Вот ещё один грустный пример, очень показательный. Сегодня в нашей стране существует принцип - официально утверждённый! - квотирования медицинской помощи в случаях тяжёлых заболеваний. Это вообще за пределами моего понимания. Одни чиновники решили, что на всех денег не хватит, и придумали принцип квотирования. Другие - единогласно проголосовали за это. Третьи вообще взяли на себя полномочия Господа Бога - решают, кого включить в квоту, а кому - отказать. В общем, распоряжаются правом на чужую жизнь. Комментарии тут излишни, правда? Но я почему-то полагаю, что отдалённые негативные последствия будут иметь место не только у людей, которым отказали в праве жить, но и в личной судьбе этих самых чиновников, и судьбе их потомков…

А иногда мы, наоборот, не задумываясь «специально», оставляем след добрый, светлый. Не суждено нам знать, «как слово наше отзовётся», как отзовётся наше добро, участие, сочувствие, бескорыстная помощь. Хоть и не суждено - а всё-таки давайте стараться! Давайте думать об этом почаще - об отдалённых последствиях того, что совершаем. Когда пишем и стром, когда лечим и учим, когда проектируем и создаём. Когда живём, пока живём…

Помяните сегодня нефтегорцев. Хорошие были люди, очень дружно в посёлке жили. Видеоплёнки остались, в том числе с «последнего звонка». Светлые, радостные лица…

память, землетрясение в Нефтегорске, моя жизнь, размышления

Previous post Next post
Up