Вчера на
Гайдпарке увидела большое обсуждение поста
7 образов, помогающих жить.
И в комментариях была упомянута картина Вермеера "Офицер и смеющаяся девушка". Я помню эту картину - она никогда мне не казалась весёлой. Скорее, грустной, вызывающей печаль, так как у меня она всегда ассоциировалась с разбитыми надеждами.
Ниже под катом я попыталась изложить причину таких ассоциаций. Но вот что интересно, эту картину, как картину вызывающую слёзы, воспринимаю не я одна. Только причины для этого названы другие.
Приведу небольшой кусочек из обсуждения в Гайдпарке:
ashley judd Однажды очень давно я рассматривала репродукции Вермеера и, увидев "Офицер и смеющаяся девушка", заплакала. Найдите эту картину, посмотрите и пожмите плечами. Действительно, вроде бы нет ничего. примечательного, обычная жанровая сцена. Потом, через много лет я смотрела передачу Ирины Антоновой, директора Пушкинского музея, о Вермеере. И она сказала:"Когда я увидела "Офицер и смеющаяся девушка", я заплакала. Для меня это было откровением.
Валерий Дегальцев: Я увидел в картине Вермеера необоримое торжество Вечной Жизни. Казалось бы, лёгкий флирт почти на свежем воздухе, а всмотришься - в красивом молодом лице влюблённой женщины радостное обещание перенести в будущее суть и плоть легкомысленного рубаки. А слёзы может быть от того, что мы свидетели Красоты и Любви, канувших в Лету?
ashley judd Вы правы. Прочитала Ваш пост и снова заплакала. "мы свидетели Красоты и Любви, канувших в Лету."
Я хочу того, чего нет на свете.
А что видите в этой картине вы? Мой взгляд под катом.
Я не могу отделаться от мысли, что первая картина каким-то образом связана с другой картиной Вермеера "У сводни".
И именно её продолжение я вижу на первом полотне. Однажды Офицер познакомился с девушкой у сводни, начал с ней встречаться. Постепенно девушка стала испытывать к своему кавалеру тёплые чувства. И вот однажды он пригласил её в кафе. Ради такого случая она нарядилась, предвкушая впереди нечто восхитительное. В кафе он заказал для неё напиток.
Девушке в этой обстановке немного неуютно, она скована, но тем не менее испытывает к собеседнику добрые чувства - она наклонена в его сторону. Похоже, что у неё от волнения немного дрожат руки. Чтобы это скрыть она обхватила руками бокал. На губах застыла улыбка, но вот глаза... Глаза у неё не улыбаются. Глаза у неё грустные и немного растерянные. Может быть, офицер сообщил ей нечто, что она не ожидала услышать и чему улыбается больше по привычке, на автомате. Хотя ей уже не до смеха.
Офицер же на неё смотрит оценивающе и я бы сказала, несколько снисходительно, явно давая понять, кто тут хозяин положения. Расслабленная поза, рука в бок. Влюблённый человек на свидании с любимой так не сидит. Влюблённый всем телом стремится быть ближе к любимой. Но тут обратная картина - он от неё даже немного отклоняется. Но в то же время у него есть что ей сказать. То ли он даёт ей отворот поворот, то ли ещё каким образом разбивает её иллюзии по поводу их отношений.
Думаю, что если бы это была не картина маслом, а фильм, то на следующем кадре девушка бы уже не только не смеялась, но даже и не улыбалась.