Латвийские историки написали "правдивую" книгу о Саласпилсском концлагере на основе воспоминаний тамошних надзирателей, и теперь эту официальную версию истории рассылают по школам, вузам и библиотекам
Одиозная и откровенно пропагандистская книга Aiz šiem vārtiem vaid zeme. Salaspils nometne: 1941-1944 ("За этими воротами стонет земля. Саласпилсский лагерь: 1941-1944"), написанная официальными историками Карлисом Кангерисом, Улдисом Нейбургсом и Рудите Виксне, нынче распространяется не только по школам, вузам и госучреждениям Латвии. Ее торжественно вручают гостям города Саласпилса и иностранным делегациям.
Aiz šiem vārtiem vaid zeme. Salaspils nometne: 1941-1944 вышла в свет в прошлом году при моральной поддержке латвийского МИДа. Финансами помогли Саласпилсская дума и организация "Латышский фонд", возникшая 45 лет назад на Западе. Теперь книжка служит "официальным подарком широкого назначения": богато изданный фолиант дарят всем, включая библиотеки, особо одаренных учащихся и даже корреспондента
Sputnik.
В Саласпилсской думе так и сказали: вот вам, читайте, 431 страница чистейшей правды! Но как эмоционально выразился известный латвийский историк: создателям подобных книг следует устраивать публичные порки - за вранье.
Транзитом через Саласпилс
Авторы книги заявляют, что она очень нужна, ведь "в местном и зарубежном обществе о Латвии и событиях в лагере Саласпилс распространяется разная ложь". По сути же эта книга - очередная попытка скрыть злодеяния нацизма, идеализируя и реабилитируя гитлеровский режим.
Как это делается? Легко. Например, можно утверждать, что "в советское время данные о погибших в Саласпилсе сильно преувеличили". По мнению авторов, в лагере было убито не 100 тысяч, а
только 2 тысячи человек. Кангерис, Нейбургс и Виксне пишут: "Через лагерь прошли примерно 22 тысячи человек, из которых половина были политзаключенные, а остальные транзитные - из России и Белоруссии, которых отправляли на работу в Германию".
Историки делают основные выводы, исходя из воспоминаний тех, кто работал в Саласпилсском концлагере: Артурс Непартс - помощник Видужса, старосты лагеря, фельдшер Шалковиц и надзиратель Риекстиньш, - и полностью игнорируют свидетельства десятков выживших узников и многочисленные материалы Чрезвычайной Республиканской комиссии, которая после войны по горячим следам расследовала злодеяния нацистов.
Эти данные отвергаются по замечательной причине: они являются "советской пропагандой". И нынче официальная точка зрения на Саласпилсский концлагерь смерти такова: это всего-то была "расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь".
"Детям, привезенным в Саласпилс, повезло"
Тройка официальных историков утверждает: и вовсе в Саласспилском лагере смерти не погибло 7 тысяч детей. Туда просто ненадолго привезли всего-то 3 тысячи несовершеннолетних. Нейбургс настаивает: "Категорически отрицаем, что кровь детей, содержащихся в лагере, была предназначена для солдат вермахта".
Но кому конкретно была "предназначена" детская кровь, историк не поясняет, предпочитая блеснуть эрудицией: "Единственный концлагерь в Латвии находился в Межапарке. Это лагерь Кайзервальд, где евреев держали в заключении, но ведь это не Саласпилс…"
Что касается содержания детей в Саласпилсском лагере смерти, то авторы пишут: "По сравнению с детьми в лагерях на Украине, детям, привезенным в Саласпилс, повезло, поскольку их потом разместили в приютах или передали семьям". Словом, детям повезло, что они попали в Саласпилсский лагерь смерти. По мнению независимого историка Влада Богова, одной этой цитаты достаточно, чтобы понять нравственный уровень как авторов, так и содержания книги.
"Неудобная" история
Тройка интерпретаторов истории процитировала массу документов, включая данные Нюрнбергского процесса, но выбирала только "подходящие", а остальные не замечала.
Например, оставила без внимания задокументированный факт: из лагеря смерти Дахау пригнали группу евреев специально для уничтожения саласпилсских могил. И рядом с лагерем нашли место сожжения трупов - глубокую яму 25 на 27 метров, доверху заполненную пеплом, жиром и человеческими костями.
Но этот документ авторов не вдохновил. Так же как и официальные бумаги, составленные Чрезвычайной комиссией, ибо "тогда власть занималась пропагандой нацистских преступлений, чтобы скрыть преступления сталинизма и дискредитировать латышское общество эмигрантов".
Намного ценнее для тройки оказались воспоминания нацистского прислужника Непартса, который в 1999 году вдруг вспомнил точное число узников Саласпилса - от 1 тысячи 162 до 1 тысячи 952 человек. Посему итоговые данные в исследовании по погибшим в лагере с мая 1942-го до сентября 1944-го взяты только из его воспоминаний. И официальных историков не смущает, что документальных подтверждений словам образцового работника лагеря смерти не существует.
Проблемная правда
С точки зрения историка Влада Богова, автора книги "Приговоренные нацизмом", труд "официальной тройки" - явный политический заказ.
"Ведь ранее официальным лицам Латвии, которые сейчас переписывают историю страны, не на что было ссылаться. А теперь они могут приводить "исторически выверенные" примеры из книги", - замечает Влад Богов.
Проблема в том, что по Саласпилсскому лагерю смерти долгие годы не проводили никаких научных исследований, фиксировались только воспоминания узников. Первая работа с претензией на научность - странный опус Генриха Стродса Salaspils koncentrācijas nometne (1941. gada oktobris - 1944. gada septembris) - появилась лишь в 2000 году. Странность заключается в том, что Стродс на примере нацистских концлагерей анализировал… систему ГУЛАГ.
© Sputnik / Sergey Melkonov
Историк Влад Богов
"Я, честно говоря, не понимаю, почему в советские годы не проводили научные исследования. И вообще к Саласпилсскому лагерю было странное отношение. Мемориал появился на месте лагеря спустя многие годы после войны. Почему? Комиссия проводила эксгумации, но места, где были могилы, не обозначили. И непонятно, где перезахоронили останки: обратно там закапывали или перевозили? А если перевозили, то куда?.. Будь тогда все сделано правильно, сейчас это очень бы помогло воссозданию истины", - говорит Влад Богов.
https://m.ru.sputniknewslv.com/Latvia/20170516/4751009/oficialnye-istoriki-kniga-konclager-salaspils.html?mobile_return=no