Что такое истинная любовь в христианском понимании?

Mar 14, 2016 10:57






Любовь - это онтологическая категория. Это сила, стремящаяся объединить собой все тварное (т. е. сотворенное Богом) бытие в гармонии с его Творцом. Собственно, поэтому любовь имеет божественное, нетварное происхождение. Любовь - эта та нетварная Божественная энергия, которую мы называем благодатью. И поэтому любовь-то и составляет сущность внутренней жизни Святой Троицы. Она - способ общения между Лицами Святой Троицы. Вот почему христианство и утверждает фундаментальную непреложную истину о том, что Бог есть Любовь!

Проблема светского, нехристианского мира в том и состоит, что люди недооценили значение любви. Любовь - это сила, которая объединяет и обращена не вовнутрь человека, а извне - к Богу и к другим людям. Любовь, как солнечный свет, излучает себя и соединяет людей в Боге. Великий русский философ Семен Франк дал, наверное, лучшее определение любви как «бытия одного ради другого»! Именно поэтому истинная любовь жертвенна - человек получает высшее наслаждение от того, что отдает себя на служение для блага других людей, ибо: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

Впрочем, любовь Божия (т. е. любовь Господа к своим творениям) выходит за рамки и этого определения, т. к. является бытием Одного ради всех, объединяя всех по благодати в Себе Самом. Преподобный Авва Дорофей в VI веке сделал, наверное, самую удачную графическую попытку изображения любви человека к Богу и ближнему. Он писал:

«Представьте себе круг, средину его - центр и из центра исходящие радиусы - лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга - Бог, а прямая линия (радиусы), идущая от центра к окружности, или от окружности к центру, суть пути жизни людей… Насколько святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются об Бога, в той же мере и удаляются друг от друга… Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего…»

Эгоизм (он же любовь к самому себе), наоборот, способен только лишь к движению вовнутрь человека, т. е. от Бога и от ближнего. Как черная дыра, он схлопывает человека в себе самом и делает его невидимым, недоступным для других людей и для Бога.

http://pravlife.org/content/chem-chrevato-lyubveobilie
Previous post Next post
Up