ЧАЙТАНЬЯ

Nov 27, 2012 07:58

Вот, классная вещь! У Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона наткнулась. Так как по теме, то публикую с небольшими своими сокращениями:

ЧАЙТАНЬЯ

Основатель одной из позднейших индийских вишнуитских сект (ум. около 1527), сын брахмана, родом из Тибета, поселившегося в Бенгалии. Бедный и восторженный галлюцинат, Ч. провозгласил самого себя одним из воплощений Кришны, во что продолжают верить его последователи, носящие его имя. Его главные ученики, в особенности родной брат, Нитьянанд (Nityânand), и брахман Адвайтананд (Advaitânand), также почитаются как воплощения божества. (...) Главное место деятельности Чайтанья был г. Каттак, или Нилачаль, где он и умер. Учение Ч., очень простое в догматическом отношении, распространено преимущественно в Бенгалии и вербует своих приверженцев без всякого разбора из самых низших каст, следуя в этом отношении самому основателю его, собиравшему вокруг себя людей всякого происхождения, даже мусульман. (...) Главным божеством, однако, остается Кришна, принявший вид Ч. Абсолютная преданность и обожание Кришны, его подруги Радхи и Ч. и суеверное преклонение перед наставниками секты (так наз. гуру), доведенное до степени культа - вот главные черты последователей Ч. Как у всех прочих вишнуитов, особым уважением у них пользуется святилище Джаганнатха в Ориссе и святыни г. Матхуры(...). Главным актом культа является так назыв. киртан (kîrtan) - "прославление", совершаемое сообща и состоящее в продолжительных гимнах и литаниях, вперемежку с плясками, за которыми иногда следуют оргии в честь Кришны - овечьего пастуха. Гимны эти (так назыв. пада), на языке хинди или на старом бенгали, восходят в некоторых случаях к эпохе более ранней, чем время Ч.; они все - эротического и, большею частью, неприличного содержания. Вместе с биографиями основателей секты они образуют ее священную литературу. Члены всяких каст и представители всех профессий допускаются в секту беспрепятственно, в силу убеждения, что все люди одинаково способны испытывать чувство веры и благоговения. Ввиду демократического характера секты высшие классы в Бенгалии относятся к ней презрительно; в верхних же провинциях Ост-Индии, где состав верующих Ч. несколько выше по общественному положению, она пользуется большим уважением и привлекает людей с лучшим воспитанием и весом в обществе.
Previous post Next post
Up