22-31 марта я жила и путешествовала на Шри-Ланке. Вот об этом мой отчет. Некоторые отчеты я специально пишу покороче для читаемости, но тут, наоборот, мне захотелось написать поподробнее. Предупреждаю: никакого спорта и даже тренировок там не было (и вообще этого сейчас нет в моей жизни - в основном, потому, что в декабре прошлого года я прооперировала колено).
Предыстория
Изначально на весенние каникулы 2019 года я хотела вместе с младшими детьми сходить в лыжный поход в Хибины под руководством Д.Витчака. Но он его отменил еще в январе. Потом мне попался на глаза анонс интересного лагеря - «Турнир трех математиков» от кружка «Фрактал», и я решила отправить Федю и Степу туда. А мой отпуск был уже запланирован, и переносить его не хотелось. Я перебрала множество вариантов - например, пеший путь Сантьяго в Португалии и Испании (потренировать ходьбу и понять, смогу ли я в этом году участвовать в соревнованиях), триатлонный лагерь на Кипре (потренировать плавание), поездка дикарем в Гонконг и Макао, поездка по турпутевке на остров Хайнань (и там, и там можно заодно попрактиковать китайский).
Шри-Ланка присутствовала где-то на фоне - благодаря тому, что там в с февраля по начало апреля планировался Дом Для Всех. Обзорная статья о Домах Для Всех - здесь:
https://a-krotov.livejournal.com/369270.html. Придумал их известный путешественник Антон Кротов, книжки которого я читаю с конца 90-х годов (первую из них - «Практика вольных путешествий» - мне подарил Макс Штыб в лыжном походе в 1998 г.) Но ни разу за все эти годы я не посетила ни одной тусовки организованной им Академии Вольных Путешествий, и в Домах Для Всех не была. Мне было очень интересно узнать, что это такое, и познакомиться с новыми людьми. К тому же, Шри-Ланка выгодно отличалась от перечисленных стран своей экзотичностью. Европа мне вообще не очень интересна, а после Китая и Тайваня Гонконг вряд ли сильно поражает. Да и лететь на Шри-Ланку не дороже, чем в Гонконг. Так что она победила. И 12 марта - за 9 дней до вылета - я купила билеты из Москвы в Коломбо через Бахрейн компанией Gulf Air. Визу сделала заранее онлайн (35 долларов) - так на 5 долларов дешевле, чем в аэропорту.
Какое-то время я раздумывала, брать ли с собой велик. Я читала отчеты моих хороших знакомых об их велопоходах по Шри-Ланке -
Паши Красникова и
Антона Тампеля. Но, во-первых, после операции я еще вообще ни разу не садилась на велосипед, и непонятно, как бы это было. Во-вторых, ехать в жару на велосипеде для меня - это еще хуже, чем гулять пешком. А в-третьих, велосипед мешается и ограничивает. От
моего путешествия в 2007-м году по Таиланду осталось много воспоминаний, как я запихиваю велик в автобусы, ругаюсь из-за него с кассиршами и кондукторами, не могу поехать на поезде... Здесь хотелось большей свободы. Так что я полетела вообще без багажа с маленьким
рюкзачком в ручной клади.
22 марта. Негомбо, Коломбо
Прилетела я среди ночи и легла спать на скамейку в багажном зале. Часа через три на паспортном контроле мне сказали: «Вашего рейса уже нет в базе, мы не можем вас пустить!». После долгой паузы таможенник вклеил мне что-то в паспорт. Я не стала вникать, отказ это или разрешение, и поспешила пройти на выход.
Первая же радость для глаз в аэропорту - стюардессы в фирменных сари. Раньше я не была в странах, где их носят. Очень непривычно, что при всех строгости и закрытости - абсолютно голый живот (а часто и спина). На первой фотке - похоже, стюардесса Шри-Ланкийских авиалиний. А дальше - еще два красивых сари из других мест Шри-Ланки.
Цены в аэропортовском кафе невысоки - примерно как в городе. Курс доллара - даже лучше, чем в городских банках (176 рупий за доллар, т.е. почти три на рубль). А телефонная карточка дороговата - 1300 рупий, но туда входит 10 ГБ интернета и можно забыть о вайфаях - мобильный интернет есть везде, даже в самых глухих уголках.
По правилам Дома Для Всех первый вход туда разрешен только с 15 до 23 ч. И я решила сначала пойти пешком в Негомбо - ближайший город, и где-нибудь искупаться. Из Питера мне казалось, что я смогу дойти до самого Коломбо. Но я забыла, что такое настоящая жара, зато сразу вспомнила об этом, выйдя на улицу, хотя было еще раннее утро.
Пешком из аэропорта выбираться очень неудобно: надо переходить много дорог без переходов, тротуары есть не везде… И сразу пришлось, как от мух, отмахиваться от туктукеров. Им очень трудно осознать, что «белым мистерам» иногда хочется просто прогуляться. Даже если тебе идти 50 метров, они все равно будут пытать у тебя счастья.
На Шри-Ланке, почему-то, очень распространены школы Монтессори: почти в каждом микрорайоне видны их зазывающие плакаты:
А еще около Негомбо множество католических церквей и часовен - просто на каждом шагу. Никогда не видела такой концентрации церквей - даже в Риме они реже, наверно. При этом буддистских храмов почти нет. Даже не верится, что находишься в стране, где христиан чуть больше шести процентов. Но, как выяснилось, конкретно в этом районе они составляют треть населения. Часть церквей совмещены со школами - дети учатся там же рядом под навесами.
Я наивно думала, что почти весь день буду идти вдоль моря - дорога шла по берегу лагуны Негомбо. Но об этом в жизни не догадаешься, если карту не смотреть - к морю тут почти нигде не подойдешь. Мне это удалось далеко не сразу. И купаться я там не решилась.
В северной части лагуны много рыбацких лодок. А неподалеку - большие поля сушашейся рыбы и сам рыбный рынок.
Этот рынок похож на марокканские рынки, но есть важное отличие: здесь почти нет кошек, тогда как там их толпы. И вообще с кошками на Шри-Ланке плохо. Они попадаются изредка, и почти все какие-то узкие - видимо, другие на такой жаре не выживают.
Ко мне подошел какой-то приветливый человек. Говорит: «мы виделись, я повар в вашей гостинице». Так и не поняла - это проявление того, что мы для азиатов на одно лицо (как многие из них - для нас), или это был просто способ заговорить, потому что дальше он, как и все, стал допытываться, куда я иду и не надо ли мне чего.
У ланкийцев «куда ты идешь?» - один из любимых вопросов. В большинстве случаев задают они его не от любознательности, а просто хотят тебе втюхать какой-нибудь товар или услугу. Я обычно неопределенно показываю рукой вперед и ускоряю шаг. Но иногда такие вопросы задают дети, чтобы просто попрактиковаться в английском.
На пляже, обозначенном на карте, никто не купался, а в 50 метрах рыбаки разбирали сети. Я с трудом нашла кусочек тени от лодки, чтобы переодеться. Но, поставив на песок голую ногу, чуть не закричала от боли - он был горячущий. С трудом допрыгала до воды.
Купание почти не принесло мне облегчения - вода была такая же теплая, как и воздух. Моим появлением сразу заинтересовались местные. Один ланкиец тоже пошел купаться неподалеку и завел разговор, другой с берега предлагал какие-то экскурсии, а ближе к концу моего купания пришла старуха и спросила, не нужна ли мне марихуана. Когда я уже вылезла на берег, она же предложила мне переодеться у нее в доме, но после таких предложений я не решилась.
Я купила большую сухую рыбу и уселась ее есть на берегу Лагуны. И тут пришел дяденька бомжеватого вида и собрался отчаливать на какой-то удивительной узкой и глубокой лодке. Когда он отплыл, оказалось, что это целый катамаран. Потом я таких много видела.
Коса от Негомбо на юг меня разочаровала. Там тоже не видно моря, к тому же я уже поджарилась на солнце, несмотря на солнцезащитный крем. В поисках прохлады зашла посидеть еще в одну церковь. Прямо там ко мне подошла собака и стала попрошайничать. Я дала ей бутерброд с сыром и колбасой, который брала в дорогу, сомневаясь, что она будет есть хлеб и непривычные продукты. Помню, осенью таким же бутербродом побрезговала собака в Долгопрудном. Но ланкийская собака с воодушевлением съела до крошки все восемь моих бутербродов.
<Церковь с собакой>
Во многих церквях и других помещениях на Шри-Ланке двери вообще не предусмотрены - это просто навесы, защищающие от дождя.
Через некоторое время опять вышла к морю, но в этот раз купание получилось хуже: это был уже открытый океан с сильными волнами, швырявшими меня о каменистый берег. Местные уже не выходили со мной общаться, но украдкой подглядывали из-за заборов.
Я прошла всего 20 км - существенно меньше, чем планировала, но захотелось сесть на автобус - уж очень тяжело на жаре. Мне казалось, что это просто с непривычки, а в следующие дни станет легче. Не тут-то было.
Все автобусы из этого района (Питипана), которые я встречала, шли в единственный город - Я-Эла (Ja-Ela). На один такой и я села. Автобусы там индийского производства, очень красочные. Ездят всегда с открытыми окнами и дверями. Останавливаются только на секунду и очень резко трогаются - хуже наших маршруток. Ты еще на нижней ступеньке, а он уже скачет на ухабах, и приходится осторожно, держась за сиденья и людей, пробираться к свободному месту. Но свободные места бывают редко - разве что на конечных. Обычное дело - когда пол-автобуса стоит и свисает из дверей.
В автобусе всегда есть мужчина-кондуктор. Его можно узнать по пачке денег в руках, иногда они согнуты пополам вдоль. А билетов у него нет и он их не выдает. На всех остановках он громко кричит и зазывает пассажиров, выкрикивая названия городов и улиц, которые проезжает автобус. Мой первый ланкийский кондуктор всю дорогу пел по-футбольному «Оле-оле-оле-оле». Скорее всего, это означало: поторопитесь, отъезжаем.
Хотя в автобусе, вроде бы, было посвежее, чем на улице, и дул легкий ветерок из окон, к городку Я-Эла я совсем «спеклась» и пошла добывать холодную колу - это казалось мне единственным спасением. Потом села на следующий автобус - в Коломбо-Форт. Около Форта находится и главный ЖД-вокзал, и автовокзал Коломбо. Оттуда же ходят автобусы 100 и 101 в район Дома Для Всех - в Маунт-Лавинию.
В Маунт-Лавинию (12 км) из-за пробок автобус шел больше полутора часов. Это был самый час пик - около шести часов вечера. За пару километров я не выдержала и пошла пешком.
Рядом с местом встречи прибывающих в Дом был прекрасный супермаркет Food city с кондиционером. Эта сеть магазинов, как и в свое время 7-eleven в Таиланде, стала для меня на все дни в Шри-Ланке оазисом, где я спасалась от жары и покупала очередные холодные напитки. В этот раз я купила там два ананаса в качестве гостинца для обитателей Дома, позвонила по телефону, указанному в группе Дома, и села на углу ждать, когда за мной придут.
Минут через 15 появилась женщина - Ольга из Москвы. Они с подругой прилетели уже неделю назад и собираются пробыть еще неделю, а дальше улететь в Индию.
Дом Для Всех представлял собой двухэтажный белый дом с садиком. Внизу - большая гостиная, переходящая в кухню, комната и санузел. Наверху - две комнаты и еще один санузел. Всего в нем находилось в тот момент человек 10, и еще несколько человек путешествовали по острову, периодически возвращаясь. В верхних комнатах жили главные организаторы - Алексей Кулешов с женой Аленой и Антон Кротов с женой Катериной, остальные спали где попало на пенках. Некоторые ставят прямо в доме палатки для защиты от москитов.
Каждый день назначается дежурный на сутки. Он убирает в доме, встречает новых людей на перекрестке, открывает приходящим калитку, а также готовит ужин. В этот вечер Ольга приготовила какое-то непальское вегетарианское кушанье.
Обычно прилетающих из России просят привозить бородинский хлеб, сгущенку и гречу. Я привезла хлеба. Для обычных отпускников типа меня такая ностальгия по родным продуктам кажется немного смешной, но таких, как я, там почти не было. А в основном были долговременные зимовщики, уехавшие из дома еще осенью или зимой. Такими были, например, крымчане Лена и Кирилл. Кирилл работает удаленно менеджером в ИТ-компании. А еще там был татуированный с головы до ног астролог Александр, которому часто звонили клиенты из разных стран. Но большая часть зимовщиков, с которыми я встречалась в доме, похоже, имеет постоянный доход (например, от аренды) или работает летом на сезонных работах.
Я не нашла дома компактной пенки, поэтому не привезла никакой. Пришлось спать на стульях. На ночь открывается дверь и включается два вентилятора, но все равно душно. Ольга дала мне побрызгаться маслом цитронеллы, которую ланкийцы используют от москитов. В отличие от известных мне спреев, она имеет очень приятный запах - душистой герани.
Заснуть удалось только после полуночи, когда все жители дома умолкли - к счастью, в полночь там объявляется официальный отбой.
23 марта. Хиккадува, Галле
Утром с рассветом я пошла купаться. До ближайшего пляжа идти минут 20. Это прекрасный песчаный пляж около бедных домиков, без всякой инфраструктуры. В семь утра там еще почти никого не было. Поплавала минут сорок, но в основном около берега, боясь возвратных течений (немного столкнулась с этим на Тайване и вообще начиталась).
Далеко от Дома мне пока уезжать не хотелось, потому что на следующий день (в воскресенье) я собиралась на службу к сикхам, а вечером того же дня в Доме должна была быть тусовка АВП. Поэтому я поехала по предложению Ольги с ней в Хиккадуву смотреть кораллы и черепах. Правда, почему-то, не взяла ни водонепроницаемого фотоаппарата, ни очков для плавания.
Оля утверждала, что билет покупать не нужно: все равно в третий класс контролеры не ходят. Но я честно попыталась купить. Сказала в кассе: Хиккадува, третий класс. Мне протянули картонный билетик, на котором была указана цена - 15 рупий, при этом потребовали 20. Я возразила, что написано 15, но кассир разозлился и повторил свою цену. Кроме того, я заметила, что на билете написано «Colombo Fort”, а вовсе не Хиккадува. В общем, я махнула рукой и поехала без билета.
Поезд опоздал примерно на полчаса. В третьем классе контролера действительно не было, да ему и сложно было бы туда влезть. Туда и пассажиры-то не все влезали. Такие толпы бывают и в наших электричках летом, особенно воскресными вечерами. Но, в отличие от наших электричек, здешние ездят с открытыми дверями, а значит, там можно сидеть на полу и свешивать ноги на улицу! Что мы с Ольгой вскоре и сделали. Правда, я не решилась сесть прямо на пол, как Оля, и подложила рюкзак.
В Хиккадуве был перронный контроль. Ольга его проигнорировала, а я на вопрос «your ticket?» сказала: «no ticket!». Контролер сказал «Окей», и мы спокойно ушли. Кстати, они действительно забирают у пассажиров все билеты и используют их еще много раз.
В магазинчике Олино внимание привлекли несколько чуть перезревших бананов, и она спросила их цену. Продавец несколько раз морщился, показывая, что такое не едят, затем махнул рукой: берите так! Оля была в восторге: фудшеринг в действии! Фудшеринг - это ее давнее хобби, она даже читала о нем лекцию в нашем Доме Для Всех в первый же вечер своего прилета. Мне она вкратце ее повторила. Я сначала подумала, что это о поиске еды на помойках - как-то читала такую статью. Но философия фудшеринга, по словам Оли, как раз в том, чтобы хорошая еда не попадала на помойки, а излишки вовремя забирались волонтерами и распределялись между нуждающимися. Таким волонтерством она активно занимается в Москве. В том числе, например, забирает вечером излишки выпечки у пекарен. Им это даже выгодно: не надо платить за вывоз мусора… Кстати, бананы, которые подарил нам хиккадувец, оказались очень вкусными.
Местные на пляже предлагают недорого в аренду маски с трубками, но мы обошлись Олиными очками. По очереди сплавали в район рифа - там довольно мелко, но чуть какая-нибудь волна - и ты елозишь по этому рифу, обдирая конечности. В этом месте такая концентрация туристов, какой я нигде больше на побережье не видела, в том числе много русских.
На рифе встречались большие рыбы, и я провела там около получаса. Но такого разнообразия, как на Красном море, не было.
Накупавшись, мы пошли есть. Взяли на двоих рис с овощами и рыбой за 300 рупий, но рыба, по-моему, была из консервной банки. Еще взяли блинчики с кокосовым молочком и яйцом, которые мне очень рекламировала Ольга, но я не прониклась. Кстати, это был последний мой невегетарианский обед на Шри-Ланке. Дальше я ела везде в дешевых забегаловках для местных, а там ни мяса, ни рыбы не бывает.
Оля хотела заночевать здесь, в Хиккадуве, чтобы утром пойти смотреть черепах, и присмотрела себе хостел за 700 рупий, а меня уже тянуло дальше. Поэтому после обеда мы разделились. Первым делом я купила широкополую шляпу, и следующие дни почти с ней не расставалась. Очень удобно: она создает локальную тень, а кроме того, можно при каждой возможности поливать голову водой, потому что под шляпой она продолжает выглядеть относительно прилично.
На берегу чуть южнее коралла толпа туристов стояла по колено-пояс в воде и щелкала фотоаппаратами. А вскоре я увидела и черепаху. Некоторые приходили в такой экстаз от ее вида, что начинали гладить ее и пытаться брать на руки, но местные делали им замечания. Они же приносили какие-то водоросли для кормления.
Посмотрев на эту черепаху и еще одну, я пошла по берегу на юг. Именно о таком времяпрепровождении я больше всего мечтала, собираясь на Шри-Ланку: идти по бесконечному песку по щиколотку в воде.
По дороге посмотрела карту и обнаружила километрах в семи от Хиккадувы озеро Ратгама. В интернете советовали взять там лодочную экскурсию за 1000 рупий, чтобы посмотреть прекрасных варанов, птиц и храм.
Перед тем как пойти на озеро, поела в поселке Додандува. Мне дали макароны с яйцом и овощами - очень вкусные, но к ним, почему-то, принесли целых пять ложек.
На озеро я вышла в районе буддистского храма - видимо, того, что показывают с лодки.
Посмотрев на храм, я пошла в другую часть озера - где были мостки и должны были давать лодки. Ко мне сразу пристал пожилой дядька с предложением взять лодку. Цену назвал 2000 рупий, потом скинул до полутора тысяч. Но уж слишком он мне не понравился. От него разило перегаром, что на Шри-Ланке редкость. К тому же, стяжательство у него было прямо на лбу написано. Он предложил поехать прямо сейчас - на часовую экскурсию, хотя до темноты оставалось полчаса. Когда я отказалась - сказал: ну тогда утром, часов в 10. Я обещала подумать и пошла искать жилье.
Но дешевый ночлег мне найти не удалось. Самая низкая цена, которую мне предложили на одной вилле, - 2 тысячи рупий (рублей 700), но в те дни у меня был минималистский настрой и столько платить не хотелось. Да и идея кататься по озеру уже почти разонравилась. Поэтому я поехала на автобусе в Галле - это город километров на 15 на юг по берегу.
В Галле нашла хостел на букинге, но бронировать не стала, а просто туда пришла. Меня встретила молодая китаянка. Оказалось, что по минимальной цене (5 долларов) - это те кровати, что стоят прямо в коридоре. К сожалению, там, как и в комнатах, совсем не было воздуха. Пока я размышляла, она назвала веский для меня аргумент остаться здесь: я смогу общаться с ней по-китайски! Я не стала говорить, что у нас, для того чтобы поговорить по-китайски, достаточно выйти на Невский. А если сядешь в купейный вагон поезда СПб-Москва или обратно, можно хоть всю ночь разговаривать. Но осталась.
Хостел держат несколько китайцев, но и постояльцы у них, почему-то, в основном китайцы. Интересно, как они их находят. Девушка, что меня встретила, приехала на Шри-Ланку всего несколько дней назад помочь друзьям. Весь вечер мы через пень-колоду разговаривали на китайском, часто прибегая к помощью гугл-переводчика - лучше так, чем на английский переходить. Китайцы, как и многие встреченные мною иностранцы в последние годы, проявили большое уважение к нашей стране и удивительное знание российской политики.
На моей кровати, почему-то, была только одна простыня. Стащить вторую с соседней я постеснялась. Так и спала не укрывшись.
24 марта. Галле, сикхи, Коломбо.
В районе Галле христиан меньше одного процента, но около католического собора царило большое оживление, было много детей.
А это индуистский храм - Shiwa Shiwa. Он находится рядом с буддистским, и сидящие тетеньки продают цветочки сразу для обоих храмов.
В Галле, который считается чуть ли не самым европеизированным городом Шри-Ланки, я ожидала встретить хоть одну кофейню с пирожными. Но мне не удалось найти даже кофе. Я безуспешно спрашивала его в нескольких местах, но никто даже не знал этого слова. (Почему я не посмотрела в русско-сингальском словаре - не пойму). Потом я отчаялась и стала просить чай. И мне быстро налили чаю с молоком, очень приторного. Как выяснилось, черный чай ланкийцы почти не пьют.
Самое известное место в Галле - форт, который входит в список наследия Юнеско. Он был построен португальцами в 1588 году и потом перестроен голландцами. Внутри форта - целый город. Там и церкви, и магазины с гостиницами. Здесь меня из-за шляпы торговец принял со спины за китаянку и поприветствовал «нихао».
На территории форта часто фотографируются молодожены. В одном отчете на форуме Винского я читала, как наш соотечественник оттеснял местного фотографа, чтобы потом похвастаться в соцсетях съемкой свадьбы на Шри-Ланке. Надеюсь, я была не столь наглой.
Я заранее присмотрела себе в расписании поезд в Коломбо в 9 часов, чтобы успеть к сикхам. И утром даже сходила на вокзал проверить - поезд был указан и на стене. Но когда я к нему пришла, на кассах уже висела табличка: «следующий поезд в 10.55», т.е. мой девятичасовой отменили! Я еще посидела в теньке, попила воды со льдом и лаймом (которая почему-то стоит как свежевыжатый сок) и пошла в сторону выезда из Галле, решив поймать автобус по дороге.
В автобусе я оказалась на сиденье между двумя мужчинами-ланкийцами (справа в таких автобусах по три места, слева - по два), но кондуктор, взяв деньги с них, меня почему-то проигнорировал. У меня было две версии. Первая, маловероятная - что он вообще решил не брать с меня денег. А вторая - что он хочет заломить высокую цену, а при соотечественниках стесняется. Подтвердилась, конечно, вторая. Когда дяденьки вышли и вообще народу стало поменьше, он пришел и потребовал 250 рупий. Я стала возражать, что один из мужчин проехал всего километров на 8 меньше меня, а дал только сто с небольшим рупий. Предложила 140. Но кондуктор не унимался и притащил мне какой-то древний билет из Унаватуны, на котором было написано - 250 рупий. Я его отвергла, поскольку Унаватуна дальше Галле, но он и из Галле в Маунт-Лавинию нашел, за 240 рупий. Тут мне уже нечем было крыть - пришлось отдать 240. Не исключено, что тариф действительно такой, но с соотечественников-то он берет минимум вдвое больше, да и билетов никаких не дает. В дальнейшем я такие вещи пресекала - как только меня кондукторы пытались как бы невзначай обойти вниманием, громко спрашивала, сколько я должна.
Автобус шел так долго, что я уже попрощалась с мыслью сходить к сикхам. Говорили, что в 12 часов нужно быть уже там, а я к этому времени и до нашего перекрестка не доехала. Попросила Алексея Кулешова прислать адрес, но он не отвечал. К счастью, в этот день ребята вышли поздно, и я их встретила недалеко от дома. Поехали мы вчетвером - с крымчанами Леной и Кириллом и киевлянином Игорем - вызвав такси через приложение. Оказывается, здесь в качестве такси бывают и настоящие машины, а не только тук-туки.
Сикхская служба пользуется у обитателей Дома популярностью в основном из-за еды, которую дают после нее. Проводится она каждое воскресенье. Туда пускают только в длинных юбках или штанах, а голова должна быть покрыта и у мужчин, и у женщин. Тем, у кого ничего нет на голову, выдают банданы. Перед службой надо снять обувь и помыть ноги (так же, как и в буддистских и индуистских храмах).
Во время службы все сидят на полу. Мужчины, участвующие в службе, все в тюрбанах - обычно синих. Почти все слова, которые говорятся или поются, отображаются на экране: на санскрите (судя по буквам), в английской транскрипции и в переводе на английский.
После службы специальный человек раздает прасад (индийскую сладость) - прямо льет его в раскрытые руки (нужно подавать две ладони одновременно), а за ним идет мальчик или девочка несет салфетки. Его едят сразу, но я не смогла себя заставить.
Этажом ниже начинается совместная трапеза. Всем дают железные подносики с углублениями для еды. Садишься с этим подносом на пол, и люди с кастрюлями носят рис, что-то типа кефира, а также какие-то вегетарианские добавки (тофу и т.д.) и сыплют или льют в эти углубления. Мне почти ничего из этого не понравилось, да и есть не хотелось. Самое вкусное - лепешки. Приносят все по несколько раз - успевай только отказываться. А еще там есть чай с молоком и масалой - не такой сладкий, как обычно у сингалов.
От сикхов до нашего перекрестка было всего 7 км, и я пошла прогуляться по берегу. В том месте он каменистый и приходилось идти по железной дороге, а потом камни на берегу сменились песком.
Вдоль моря - либо бедные домики, либо, наоборот, гостиницы и лежаки. А там, где лежаки, там всегда есть бичбои, которые их втюхивают. (Вроде бы, раньше я не слышала этого слова и встречала его только в отчетах о Шри-Ланке. В общем, это молодые парни, которые тусят на пляже для какой-нибудь выгоды). В комплекте предлагают бесплатные полотенца и вайфай. Вне этих оазисов почти нет тени и мест для переодевания, поэтому, как мне ни хотелось искупаться, сделать я это смогла только недалеко от Маунт-Лавинии, где нашлось несколько бесхозных пальм. В этот день моя сгоревшая кожа болела особенно сильно. К тому же я заметила, что сгораю даже в воде - надо завести специальную кофту для купания. Рядом с пальмами стояли несколько бунгало, откуда иногда выпархивали девушки в полупрозрачных купальниках для фотосессии. Снимал их ланкиец.
На тусовку АВП я купила на углу пару десятков манго - по 30 рупий (10 рублей) за штуку. И у нас получился фруктовый вечер: принесли еще много папайи и арбузов.
Во дворе Дома я обнаружила Антона Кротова, дающего интервью ланкийцам - видимо, телевидению. Через некоторое время он закончил и присоединился ко всем. А затем, поснимав еще дом и окрестности, к нам пришли и интервьюер с оператором. Оказалось, это не для телевидения, а просто для блога интервьюера (которого зовут Тарака) о путешествиях. Оператор быстро ушел, а Тарака остался с нами на весь вечер. Объявленная заранее тусовка АВП была очень неотчетливой: не было общих разговоров и официального знакомства, а общение происходило в небольших группах. К сожалению, у меня ни одна фотография в Доме не получилась.
Антон задавал Тараке много вопросов - в основном о религиях и мусульманстве. Оказывается, на Шри-Ланке вероисповедание пишут прямо в паспорте. Но это не значит, что его нельзя поменять. Он по рождению автоматически стал буддистом, но не соблюдает никаких ритуалов. Когда вопросы Антона исчерпались и он перешел к другой компании, стала расспрашивать я. В основном о природе и животных. Его сайт -
naturetraveller.net, там он ведет блог, где рассказывает в основном о своих вылазках на природу. Сейчас сайт не приносит никакого дохода, но в будущем есть такие планы. В ответ на вопрос о встречах с дикими животными он рассказал длинную историю о том, как он, отстав от двух своих друзей и имея при себе только GPS, заблудился в лесу, видел в двух шагах от себя леопарда, чудом не заметившего его, и только к утру с трудом добрел до какой-то деревни. А друзей своих ему пришлось искать еще два дня, за которые они спасались от погони слона (и спаслись, спрыгнув с обрыва, в результате чего один из них повредил ногу) и ночевали на дереве, с ужасом наблюдая расправы животных друг над другом.
Тарака порекомендовал мне разные места, которые стоит посетить. Первым номером был дождевой лес Синхараджа - по его словам, единственный национальный парк Шри-Ланки, где можно ходить пешком, а не только ездить на машине. После пары часов обсуждений он вдруг предложил поехать со мной куда-нибудь на днях - либо на его машине, либо на поезде. Я удивилась - как он так может внезапно сорваться посреди недели. Оказалось, у него свои издательство и магазин учебной литературы, так что ежедневного его присутствия не требуется.
Я выбрала поезд. Договорились, что он на следующий день попытается достать билеты и позвонит мне.
Часть 2