Скользя по ущельям ...

Dec 30, 2013 22:44

Одним из самых интересных и ярких событий уходящего года со всей уверенностью могу назвать знакомство с фронтовой авиацией Армении. Особенности расположения страны, климатические условия и высокогорье накладывают повышенные требования к мастерству военных лётчиков, их профессиональной подготовке и личным качествам.

ВВС Армении располагает двумя авиационными базами. Одна дислоцируется в Гюмри и имеет на вооружении штурмовики Су-25, вторая расположена в Ереване на аэродроме совместного базирования "Эребуни". Именно об этой авиационной базе, а точнее об одной из эскадрилий, входящих в состав вертолётного полка, базирующегося на этом аэродроме, сегодня и пойдёт речь ...

1. (всё кликабельно 1400)




2.
Помимо авиабаз в состав военно-воздушных сил входят Ереванский военный авиационный институт и отдельная учебная эскадрилья Як-52 и Ми-2. Институт существует с середины 1990-х годов и готовит для нужд ВВС летный и инженерный, в том числе средний технический, персонал. Набор курсантов производится по мере необходимости, учитывая потребности Минобороны. По завершении обучения молодые летчики проходят переподготовку на новые для себя типы самолетов и вертолетов непосредственно на авиабазах, куда получили назначение. В нынешнем своем составе ереванская авиационная база существует с 2002 года и представляет собой вертолетный полк двухэскадрильного состава - эскадрилья Ми-24 и эскадрилья Ми-8. В подчинении у командира авиабазы батальон аэродромно-технического обеспечения, рота связи и вся инфраструктура бывшего гражданского аэропорта и аэродрома «Эребуни». База сформирована по принципу подчиняются все и всё летчику-командиру, что связано с практической подготовкой и обучением летного состава, обеспечением безопасности полетов, обслуживанием и ремонтом авиационной техники ...




В связи с тем, что аэродром "Эребуни"- горный, молодому офицеру-летчику после училища тяжело ориентироваться в технике пилотирования, его ввод в строй осуществляется постепенно и планомерно, шаг за шагом повышая мастерство и опыт пилотирования в сложных условиях.

Практически каждый день на авиабазе начинается с тренировочных полётов, целью которых является отработка молодыми лётчиками различных элементов пилотирования, в том числе и в сложных метеоусловиях ...
3.



Экипажи занимают свои места, дана команда на запуск двигателей, и под внимательным взглядом борттехника ..
4.



24-ки парами уходят на взлётную полосу. Задача  - отработка парного пилотирования в связке ведущий-ведомый ...
5.


Одновременно с этим отдельными машинами отрабатываются стандартные полёты по кругу с проходами над полосой и посадками ...
6.



Так как база совместного базирования и техника Российская с давних времён заведено, что все переговоры в эфире с РП ведутся на русском языке.
Тем временем круг выполнен - экипаж заходит на посадку ...
7.



Пока идёт дозаправка машин, командиры уточняю детали задания на следующий вылет ...
8.



После смены экипажей вертолёты вновь отправляются на исполнительный ...
9.



Заход на посадку парой ...
10.


За всё время существования эскадрильи не было ни одного отказа техники, что говорит о действительно высоком уровне обслуживания машин ...
11.



Кроме парных полётов отдельными экипажами отрабатываются упражнения в висении и вращении над точкой, и точности посадок, что так-же требует определённых навыков с учётом достаточно частых и сильных ветров с окрестных гор. В дальнейшем пилотам боевых машин предстоит на практике отработать взлеты и посадки с ограниченных по площади и необорудованных горных площадок на высотах от 1,5 до 3 тыс. метров, в том числе и в темное время суток ...
12.



И вновь посадки и смена экипажей -  учебные полёты в разгаре ...
13.



Посадки чередуются с проходами над ВПП ...
14.



Очередной экипаж выполнил задание и возвращается на стоянку ...
15.



Погода в Армении часто подкидывает сюрпризы, солнечное небо мгновенно может затянуть облаками, и пойти дождь, а то и снег, приносимый с гор. Лётчики должны быть готовыми к любым изменениям, в том числе и таким, и не смотря на сложности полностью выполнить поставленные задачи ...
16.



Тем временем к вылету готовят и нашу машину ...
17.



После запуска и руления осуществляем взлёт парой с полосы ...
18.


... и уходим в зону с набором ...
19.



Под нами просторы Араратской долины, покрытой рыжими пятнами осеннего ковра ...
20.



Входим в зону пилотирования и после доклада приступаем к работе ...
21.



Задача ведомого - держать дистанцию и в точности повторять все маневры ведущего ...
22.



Командир усложняет задачу  увеличивая скорость и уменьшая радиусы разворотов, задача ведомого - оставаться сзади на заданной дистанции ...
23.



Отрабатываем вираж за виражом ...
24.



Машина ведущего правым креном уходит в сторону от горного массива ...
25.



Время летит незаметно, задание окончено, и теперь можно возвращаться на базу ...
26.



Неотразимые горные просторы осенней Армении с высоты просто великолепны, наслаждаемся каждой минутой увиденного ...
27.



Подходим к полосе, выпускаем шасси и запрашиваем посадку ...
28.



После приземления, как и положено, с докладом к командиру, и далее - разбор выполненного задания. Да и нам заодно неплохо бы обменяться впечатлениями, так как съёмки мы проводили из разных бортов соответственно ...
29.


Однако молодым пилотам, которые приходят на службу в эскадрилью, кроме парных полётов жизненно необходимо повышать и своё личное мастерство пилотирования, особенно в условиях высокогорья. Задача обучения ложится на самых опытных пилотов, которые своим умением демонстрируют все нюансы техники пилотирования боевых машин в сложнейших условиях. Именно такой полёт и запланирован в следующем задании. А выполнять его в качестве инструктора будет один из самых опытных пилотов - командир эскадрильи Ми-24.
30.



Запуск. Раскручиваются винты, двигатели набирают обороты ...
31.



Выполнение полетов в горной местности - наиболее сложный элемент подготовки летного состава армейской авиации. Переменная высота рельефа местности, разреженный воздух, постоянно меняющиеся погодные условия - все это существенно усложняет пилотирование и требует от экипажа вертолета максимальной слаженности действий ...
32.



На низкой высоте и большой скорости пересекая небольшой участок Араратской долины уходим в район горных хребтов ...
33.



Во время таких полётов вертолетчики эскадрильи отработают полеты и маневрирование на предельно малых высотах в условиях высокогорья, в том числе с огибанием рельефа местности, хребтов и предгорий, выполняя пролеты и через горные ущелья.
34.



Сложность выполнения задач в горах связана с тем, что разреженность воздуха на больших высотах отличается от привычной, поэтому двигатель вертолета ведет себя по-другому. Также в горах действуют сильные воздушные потоки, которые так же влияют на технику пилотирования. Летчики должны привыкнуть к этим особенностям и научиться управлять вертолетом при изменении любых внешних факторов. Отрабатывается не только проход по ущелью, но и боевой разворот, разворот и поворот на горке. Эти фигуры пилотажа применяются для быстрого ( за минимальное время ) набора высоты и изменения направления полета в воздушном бою, для повторной атаки цели и для выхода из атаки.
35.



Особенностью выполнения фигур сложного пилотажа: виража с креном 45°, форсированного разворота, боевого разворота, разворота и поворота на горке - по сравнению с другими элементами полета является то, что положение вертолета в пространстве при выполнении фигур пилотажа (крен, тангаж, угловое вращение) надо определять по положению фонаря относительно горизонта с периодическим контролем его на определенных участках по приборам (в соответствии с правилами распределения и переключения внимания).

Трудно описать ощущения, возникающие при выполнении этих фигур, но с полной уверенностью могу сказать, что возможности машины в такие моменты используются на все сто! Мастерство лётчика, его опыт, его чувство машины - всё это сливается в одно единое целое ...
36.


Весь пилотаж отработан на одном дыхании! Нависающие с обеих сторон горы, узкие ущелья, высокая скорость, и вместе с тем четкий контроль движения и полное слияние с машиной - действительно очень высокий класс пилотирования! И ещё - это просто красиво! Временами я совсем забывал о камере, полёт забирал моё сознание целиком ...

Отработка задания окончена,  берём обратный курс на базу ...
37.



И хотя вертолёт летит с достаточно высокой скоростью, мы всё же успеваем замечать удивительную красоту осенних садов, раскинувшихся под нами ...
38.



Подходим к полосе ...
39.



Выпуск шасси ...
40.



Заходим на посадку ...
41.



Полёт окончен и в завершении есть возможность отработать посадку по-самолётному, что и выполняет наш экипаж ...
42.



Полёты продолжаются до позднего вечера, время от времени чередуясь со взлётами российских Мигов, базирующихся напротив вертолётных стоянок. Контрольно-диспетчерский пункт "Эребуни" также совместный: в одном помещении отслеживают текущую воздушную обстановку и армянские, и российские руководители полётов. Да и вообще на аэродроме изначально сложились очень теплые и дружеские отношения между армянскими и российскими лётчиками. Многие вертолётчики полка - бывшие выпускники российских военно-воздушных академий.

В дни "открытых дверей" и праздников уже традиционно силами полков на радость жителям Еревана, и в первую очередь, конечно, детям, устраиваются совместные показательные выступления.
43.



Аэродром живет своей полной лётной жизнью, и мы, прощаясь с ним и любуясь величественным Араратом , забираем с собой частичку той удивительной энергии, которой щедро поделились с нами летчики эскадрильи Ми-24 ...
44.



Выражаю особую признательность Командованию вертолётного полка, всему личному составу и отдельно - командиру эскадрильи  Ми-24, за возможность проведения съёмок и за удивительно тёплое общение! Большое Вам спасибо!

p.s. ну а для тех, кто хочет продолжения - завтра будет прекрасный бонус, правда сразу оговорюсь - только для френдов, в качестве подарка к Новому году ;)

ВВС, крокодил, пилотаж, Армения, Ми-24, Эребуни, горы

Previous post Next post
Up