... Аэропорт - вечный двигатель, который ни на секунду не останавливается. Это место, где всегда кипит жизнь. Эта жизнь видимая пассажирам и другим людям, но есть ещё и мало кому известная, невидимая рабочая жизнь диспетчеров Районного Центра, жизнь тех, кто ежедневно разводит десятки и сотни самолетов в небе ...
- Россия, Аэрофлот, Сибирь...
- Доложите скорость по маху... Борт на 12 часов в попутном направлении, между вами 14 километров...
- Право 10 градусов для создания бокового...
- Ускорьте пересечение эшелона 370...240 узлов, сможете? Отлично, спасибо!...
Так вот утром, днем, вечером или ночью нарулишся, подойдешь к окошку и смотришь на перрон и на фонарики, которые уже выстроились на прямой друг за другом, наслаждаешься. Вот с этими ребятами ты несколько минут назад работал. Знаешь какие голоса у пилотов - грустные, бодрые, спокойные. А эти ребята молодцы, понимающие оказались - очень замечательно и атмосферно, когда всю эту общую картину ты можешь прочувствовать. Тебя совсем никто не видит и даже не знает, что ты здесь, невидимый человек...
И хотя эти строки написаны уже действующим диспетчером
atc_dusia, они прекрасно отражают не только романтику, но и саму суть профессии, азы которой зарождаются вот здесь, в стенах кафедры УВД факультета Авиационных Систем и Комплексов Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА )...
В Учебно-тренажерном центре функционирует диспетчерский тренажер на основе автоматизированной аэродромно-районной системы УВД «Синтез-АР4». Комплексный системный тренажер (КСТ) «СИНТЕЗ-ТЦ» предназначен для обучения, тренировки и переподготовки диспетчерского персонала.
КСТ решает задачи подготовки диспетчеров УВД районов и аэродромных зон, адаптируется к соответствующим зонам и секторам (район, подход, круг, посадка/старт, руление). Комплекс имеет визуализацию а/п Внуково и а/п Шереметьево.
На данном оборудовании проводятся лабораторные и практические занятия по дисциплине - Технология управления воздушным движением, а также учебная практика - Тренажерная на диспетчерском тренажере.
В Лаборатории метеорологии и радиотехнических устройств, проходят занятия по курсу Авиационной метеорологии. Поставлены две лабораторные работы на базе персональных компьютеров:
· Анализ состояния атмосферы по данным температурно-ветрового зондирования;
· Чтение и анализ карт барической топографии. Элементы комплексного анализа метеорологической обстановки по маршруту полета.
Для ребят четвёртого курса факультета УВД начинается жаркая пора - подготовка в госэкзаменам. Хочет успеть как можно больше поработать на тренажёрах, разобрать максимальное число сложных ситуаций, в том числе и со всевозможными вводными и отказами. Группа сменяет группу за мониторами комплекса...
Роли пилотов виртуальных бортов исполняют преподаватели кафедры - действующие опытные диспетчеры МЦ АУВД. Среди наставников есть и те, которые в недалёком прошлом сами сидели за этими партами...
Программа запущена и в виртуальном небе начинается круговерть бортов. Работают зоны подходов, круга, подключаются диспетчеры старта и руления. Трафик уплотняется с каждой минутой...
Через несколько минут обстановка осложняется первыми вводными - остановка двигателя у борта на подходе. Что сразу бросается в глаза - это совместная работа. Ребята, даже из параллельных групп, сразу подключаются к решению сложных задач. И хотя свою часть тренировки они уже отработали, но домой никто не торопится, ситуации бывают разные, а вдруг и самому попадётся похожая...
Но преподаватели продолжают усложнять задачу - у борта на кругу двухсторонняя потеря связи. Другой самолёт после посадки не попадает на рулёжку и скатывается на грунт ...
А тут ещё и вероятность опасного сближения подоспела - ваши действия диспетчер?!
Время на тренировку группы незаметно истекает, теперь можно получить замечания и разобрать сложные ситуации, вопросов на практических занятиях всегда хватает ...
Виктор Иванович Цепилов (заведующий лабораторией авиационной метеорологии и радиотехнических средств УВД) в прошлом летчик со стажем Красноярского УГА (пилот Ан-2, Ан-26, Ту-154) всегда подскажет и объяснит как сделать лучше, удобнее и для диспетчера и для пилота...
Главное из профессиональных качеств авиадиспетчеров - умение оставаться спокойным и уверенным в любых ситуациях - нарабатывается уже здесь, в стенах кафедры. Необходимо мгновенно реагировать на изменения обстановки и уметь действовать соответствующим образом. Времени на размышления обычно уже не бывает. На принятие решения отводится не более 20 секунд. Студентов учат развивать память и пользоваться пространственным мышлением. Сегодня к этому добавляется и владение английским языком, на котором общаются с диспетчерами большинство пилотов авиакомпаний...
Обсуждения тренировок зачастую проходят достаточно эмоционально, иногда с некоторой долей шутки. В такой атмосфере и понимается быстрее, да и запоминается лучше)
Время занятий по расписанию подошло к концу, но не все торопятся домой. Просят Виктора Ивановича ещё немного потренироваться.
На диспетчеров и пилотов делятся уже сами студенты...
Вновь запускается программа и Виктор Иванович предупреждает ребят о том, что тренировка будет отнюдь не простая, с "хитрой заковыркой", ну раз уж сами напросились.. ))
- Трансаэро 172, на исполнительном, к взлёту готов...
- ЮТэир 161, влево, курс 180, сохраняйте высоту, над вами борт...
- Трансаэро 323, работайте Москва-подход 123,4, всего вам доброго!...
В своей будущей работе авиадиспетчер должен уметь пользоваться знаниями воздушной навигации, авиационной метеорологии. Знать строго установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом все аспекты его деятельности. Безопасность многих сотен и тысяч людей находится в прямой зависимости от его личного профессионализма. Все эти навыки и знания ребята получают на кафедре УВД МГТУ ГА.
Именно в этих стенах и становятся "невидимыми", но такими необходимыми всему нашему небу, людьми - Диспетчерами УВД...