«Остров мертвых», некогда безумно известная, а теперь почти забытая картина.
Эта призрачная работа, созданная швейцарским художником Арнольдом Бёклином, до сих пор хранит некоторые секреты.
В конце 19 и начале 20 вв она была одна из самых известных во всей Европе.
Даже Набоков отметил в романе 1934 года «Отчаяние», что репродукцию картины можно «найти в каждом берлинском доме».
Во многом это произошло благодаря усилиям арт-дилера Беклина Фрица Гурлитта, который на рубеже веков заказал огромные высококачественные тиражи.
Бёклин (1827-1901) был швейцарским художником-символистом, на творчество которого сильное влияние оказали романтизм и прерафаэлиты, а также мифология и древность.
При жизни он добился признания.
Однако после смерти его наследие перестало быть интересным - во многом из-за растущим тогда увлечением модернизмом.
Фигуративные, сюжетные картины, полные мистики и фантазии, противоречили интересу к абстракции.
«Остров мертвых» заказала покровительница Мари Берн, которая, увидев в мастерской Бёклина частично законченное полотно, захотела ее видеть как живописный памятник своему умершему мужу.
На картине небольшой темный остров, усеянный кипарисами, с каменной дамбой, входами и валами, и высокие скалы.
Небольшая лодка, на которой везут лодочника, а также гроб и еще фигуру, обе окутанные белым - добавлено по просьбе Берн.
Лодку и фигуру у руля сравнивают с Хароном, перевозчиком из греческой мифологии, который перевозил души умерших через Стикс в Аид. Это тихая и строгая композиция, которая, кажется, вызывает столько же вопросов, сколько и ответов.
Одновременно возвышенная и сверхъестественная привлекательность картины объясняется тем, что она не является прямым изображением какого-либо реального места, хотя обычно считается, что она вдохновлена островом Понтикониси недалеко от Корфу, Греция.
Арнольд Бёклин, Автопортрет в мастерской (1893). Коллекция Художественного музея Базеля. Фото Fine Art Images, Heritage Images через Getty Images.
А сам Бёклин никогда не давал никаких объяснений ни по поводу произведения, ни по его значению, кроме как утверждая, что это «картина мечты».
Даже в самом названии не содержится много намеков на Бёклина или его воображение, это на самом деле торговец Гурлитт назвал полотно «Остров мертвых».
1. Бёклин сделал множество решений «Острова мертвых».
Какой бы захватывающей ни была картина для зрителей, похоже, она в какой-то степени преследовала и Бёклина.
Первую картину, которую он написал, та, которую увидела его покровительница, Бёклин оставил себе.
Арнольд Бёклин, Остров мёртвых (1880). Коллекция Метрополитен-музея, Нью-Йорк.
За уменьшенной версией, впоследствии выполненной на деревянной панели для Берн, которая сейчас находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, последовала еще одна версия в 1883 году, резко отличающиеся от своих предшественников.
Цветовая палитра там намного ярче и светлее, она полна рассеянного света.
Потом было еще несколько, а четвертая, созданная в 1884 году - была уничтожена во время Второй мировой войны, осталась только черно-белая фотография.
В 1886 году Лейпцигский музей изящных искусств заказал пятую версию «Острова Мертвых», где он висит до сих пор.
А шестая и последняя версия была завершена с помощью сына Бёклина Карло в 1888 году, и вот она находится в России, в коллекции Государственного Эрмитажа.
2. Она была причиной одержимости и вдохновения для многих известных людей.
Постер фильма «Остров мертвых» (1945). Слева направо: Борис Карлофф, Эллен Дрю, Марк Крамер на плакате. Фото: LMPC через Getty Images.
Несмотря на относительную безвестность сегодня, нельзя недооценивать, насколько широко известен и ценился Остров Мертвых в первой половине 20-го века.
У Ленина, у Зигмунда Фрейда и бывшего военного министра Франции Жоржа Клемансо висели гравюры на стенах их кабинетов.
А третий вариант картины 1883 года, написанный по заказу Гурлитта, был куплен не кем иным, как Адольфом Гитлером (сейчас он находится в коллекции Государственного музея Берлина).
Остров также стал источником вдохновения для других творческих людей.
В 1909 Сергей Рахманинов сочинил симфоническую поэму «Остров мертвых».
Он увидел монохромную репродукцию одноименной картины Бёклина во время участия в «Русском сезоне» Сергея Дягилева (предшественнике «Русских балетов», выставки русского искусства и культуры) в Париже в 1907 году.
В 1945 вышел фильм «Остров мертвых» с Борисом Карлоффом, знаменитым «Франкенштейном» (1931), сценарий которого был вдохновлен работами Бёклина и в котором фигурировала картина, стоящая за титрами.
Совсем недавно, (ну, относительно), в 1970-х годах, швейцарский художник Х.Р. Гигер, известный своими работами по визуальным эффектам в фильме «Чужой» (1979), написал картину «Посвящение Бёклину» (1977), основанную на оригинальной композиции, но с отчетливым биомеханическим чутьем.
3. Бёклин создал аналог
Но эта работа осталась почти неизвестной. Он назвал ее «Остров Жизни», и написал в 1888 - в том же году, что и окончательную версию «Острова мертвых».
Остров жизни полон света, цвета и активности.
И там гуляки, красочно написанные.
А на переднем плане на воде резвятся лебеди и какие-то фигуры (возможно, русалки?).
Эта картина не имеет версий - она одна и находится в Художественном музее Базеля, в родном городе художникаи там же хранится одна из версий «Острова мертых» 1880 г.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art