Мрачные и жуткие шабаши ведьм и летающие колдуньи на знаменитых картинах Гойи имеют интригующую историю.
Гойя начинал карьеру веселым художником в стиле рококо, но с годами превратился в мастера страшных сцен.
Среди множества угрожающих фигур в его произведениях ведьмы занимают особое место.
Но что послужило причиной столь странного интереса?
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, широко известный как Гойя, был самым значимым художником испанского Просвещения.
Его жизнь полна загадок.
Достоверных рассказов о его жизни не так много, и в биографии остается много белых пятен.
Мы знаем, что Гойя страстно верил в философию Просвещения и разум.
Тем не менее, его картины полны тревожных темных фигур колдунов, демонов и монстров.
Как такой просвещенный человек, как Гойя, мог поверить в колдовство?
Он жил и творил в страшное время.
К 1800-м годам инквизиция была государственным учреждением в Испании, и последнюю казнь она совершила в 1826, за два года до смерти Гойи.
Либеральные классы, к которым принадлежал Гойя, были в ужасе от безжалостных методов, леденящих кровь пыток и коррумпированных судебных процессов.
Они просили справедливости и реформ.
Согласно исследованиям, проведенным современниками Гойи, боровшимися за отмену инквизиции, с 1481 по 1808 год в Испании по обвинению в ереси и колдовстве было сожжено заживо почти 32 тысячи человек.
Гойя был одним из привилегированных испанцев, обеспокоенных широко распространенными суевериями и и охотой на ведьм, происходящей в деревнях.
В конце 1790-х дворянская семья Педро Теллес-Хирон, 9-го герцога Осуна, заказала у Гойи шесть картин с изображением ведьм.
Осуны были скептиками, и картины должны были продемонстрировать разрушительные силы невежества и страха.
Работы, написанные Гойей, напрямую касались этих вопросов и содержали множество деталей, иллюстрирующих практику колдовства, как она виделась в то смутное и страшное время.
Эти детали были очевидны для современников Гойи, но сегодня мы смотрим на них и не понимаем происходящего на картинах.
Шабаш ведьм
На одной из самых известных картин Гойи изображен круг ведьм, собравшихся вокруг черного козла на бесплодном пустынном поле.
Они смотрят и слушают внимательно, а козел, благословляет их своим левым копытом - он сам Дьявол.
Согласно распространенному мнению, шабаши ведьм высмеивали христианские ритуалы, имитируя их атрибуты и искажая их значение.
Вместо причащения и молитв ведьмы устраивали пиры и оргии, и заявляли о своей верности сатане.
Рядом с кругом ведьм стоит столб с висящими куклами.
Эта конкретная деталь иллюстрирует веру в то, что ведьмы делали кукол и заколдовывали их, чтобы причинить вред людям, которых они представляли.
Одна из ведьм держит младенца, вероятно, похищенного у матери, которого позже принесут в жертву и съедят.
Есть в этой композиции и легкий сексуальный подтекст, не столь очевидный на первый взгляд.
Вот наме: вьющееся растение на рогах козла.
Хотя его часто принимают за дуб или плющ, на самом деле это инжир.
Согласно Библии, Адам и Ева использовали фиговые листья, чтобы прикрыться после того, как съели Запретный плод.
Использование фиговых листьев вокруг козьих рогов предполагало, что дьявол соблазнил ведьм, уводя их от христианских добродетелей.
Полет ведьм
Это, кажется, одна из самых тревожных картин серии.
Ужасающая сцена насилия и леденящего страха.
В темном небе над землей парят три ведьмы.
У ведьм особый тип одежды: длинные шляпы, которые обычно носили предполагаемые ведьмы и еретики во время процессов инквизиции, и короткие штаны, типичные для флагеллантов (католиков, которые хлестали себя кнутом в акте религиозного покаяния). Они рвут зубами свою жертву.
Внизу, на земле, происходит еще одна ужасающая сцена.
Два крестьянина, невольные свидетели болезненного поступка, пытаются спастись или хотя бы избавить себя от вида пугающего зрелища.
Один сдался, лежит на земле лицом вниз, а другой пытается бежать в неизвестном направлении, накрыв голову платком.
Жест, который он делает руками, называемый manu fica, был непристойным символом, связанным с женскими гениталиями, но также и талисманом, защищающим от зла.
На заднем плане есть еще одна удивительная фигура.
Мы видим осла, вроде бы не задетого событиями. Гойя, скорее всего, написал его как символ упрямой глупости, предрассудков и невежества.
«Заклинание»
И еще одна картина - «Заклинание».
Жуть.
Ведьмы напали на, казалось бы, невиновного человека.
Вот все эти атрибуты: совы, летучие мыши, проклятые куклы и корзины с младенцами.
Некоторые искусствоведы считают, что эта картина гораздо более реалистична, чем вся остальная серия.
Есть сведения, что один из друзей Гойи, писатель Леандро Фернандес де Моратин, изучал историю судебных процессов над ведьмами. Он многое мог рассказать художнику.
Моратина особенно интересовал судебный процесс 1610 года в Логроньо, Испания, а это вообще интересная история.
Женщина по имени Грасиана де Барренеча ворвалась в дом своего врага, разбудила его и отравила с помощью других ведьм. Ну и Дьявол поучаствовал.
Многие местные жители считали Барренечи королевой ведьм и самой могущественной волшебницей в этом районе.
Инквизиция замучила и убила Барренечи, но слава о ней закрепилась, поскольку власти продолжали называть следующие поколения предполагаемых ведьм - боже мой - наследницами королевы.
Некоторые искусствоведы утверждают, что фигура в желтом плаще на картине Гойи - это и есть Грасианы де Барренеча, отравляющая свою жертву.
То есть, именно ее написал великий художник. А бесплодный пейзаж за фигурами добавляет сцене кошмарную атмосферу.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art