Из темноты он поднял голову. Орлиный нос длиной около фута выступает на лице андрогинной скульптуры, она выглядит, как работа Пикассо, но это не Пикассо - нет. Потрясающая скульптура сделана Антоном Приннером, еще одной из самых недооцененных сенсаций в мире искусства.
Для публики он был загадкой. Для Пикассо он был «месье мадам», потому что Приннер - урожденная Анна Приннер - приняла мужскую идентичность только тогда, когда переехала из своего родного Будапешта в Париж в 1920-х годах.
Именно там, в Париже, в бурные 20-е годы, она стала известна. Затем, так же быстро, как вспыхнула, она исчезла. Так что стало с Приннер, двоичным другом Пикассо?
Множество противоречий мешает увидеть реального Антона Приннера, потому что он построил защитную стену с намеренным искажением.
Его окружали многие друзья, но за определенным моментом он был недоступен и неузнаваем.
Если он попадет в правдивую историю, он продолжит вымышленную историю.
Он писал выборочно написанные письма на венгерском и французском языках, в то время как его офорты часто «обогащались» небольшими текстами, написанными в примитивном стиле с самыми серьезными орфографическими ошибками. Он сказал, что никогда не возьмет книгу в руки, длиннее стихотворений из своей головы.
Он показал свое истинное лицо только в скульптурах, и внимательный зритель может легко заметить, что он сочетает в нежную женственность и мужественность почти во всех своих статуях: так он видит себя.
Приннер родилась в канун Нового 1902 года и изучал(а) живопись в Венгерском университете изобразительных искусств.Ребенку дали имя Анна.
Отец Анны работал главным бухгалтером. У нее было три брата. В 1920 году она поступила в Школу изящных искусств в Будапеште, где люди называли ее «странной».
В 1926 году две ее картины случайно попали на выставку «Великие современные мастера» в Будапеште. К счастью, критикам и публике понравилось то, что они увидели. И Приннер отправилась в город, где происходило все самое волнующее: Париж.
Тогда в Париже было сложнее произвести неизгладимое впечатление. Но Пиннер, ростом 1,50 м, знала, что ей нужно выделиться. Поэтому она подстригла волосы, взяла трубку и начала представляться как «Антон».
Примечание: поскольку Приннер просил публику сослаться на него с мужскими местоимениями после переезда в Париж, дальше будем называть его так.
Париж принес радикальные изменения в его искусство. Конструктивизм заполнил его творчество. Обратившись к абстракции в 1932 году, он начал конструктивную работу. Но было еще одно для Приннер: довольно андрогинный мир Древнего Египта.
В книге «Перемена пола в древнеегипетской мифологии: раскрытие тайны андрогинности» Эшли Доусон объясняет, что «преображение сексуальности действует как жизненно важный источник духовного равновесия во всех сферах египетского существования. Мужчина и женщина, как одно.
Это было прекрасно для Приннер, который даже подписывался двумя пересекающимися треугольниками.
Он был поглощен страстью к египетской цивилизации и подготовил серию барельефов на эту тему.
Гравюра из «Египетской книги мертвых» Приннера
Его гравированные рельефы и его композиции из меди получили большое признание.
Газетные статьи публиковались, его приглашали на важные выставки, но в 1937 году, он расстался с конструктивизмом и вернулся к своему фигуративному представлению к удивлению своих художников, раздражению галерей.
К 1940-м годам Пиннер был особенно дружен с Пикассо, который назвал его «Маленький дятел» за его способность создавать великие вещи, несмотря на его маленький рост.
Как и Пикассо, Пиннер также стремился исследовать человеческие отношения - с другими, с самим собой - с помощью субъективных и абстрактных форм портрета.
Пикассо был с печально известным, ядовитым мужеством. «Для меня есть только два вида женщин, - сказал он однажды, - богини и тряпки, о которые вытираешь ноги». Приннер был другим.
«Люди говорят, что художники должны пытаться понять самих себя, - писал позже Приннер в своем журнале, - я делаю все возможное, чтобы не понять самого себя. Что намного сложнее, намного более значимо. Я не экзистенциалист. Я не я: я все».
Приннер жил очень уединенно. Неизвестно даже, был ли он действительно трансгендером или, как говорят историки, стал «Антоном» только для того, чтобы завоевать себе место в клубе конструктивизма, фигуративизма, сюрреализма в искусстве, создаваемом мальчиками и не принимающем девочек - «Изм» царствовал в художественном Париже.
В 1950-х годах, несмотря на призывы Пикассо, Андре Бретона и Жака Преверта остаться в Париже, Приннер уехал на юг. Там он освоил керамику. Он продолжает создавать скульптуру, но и делает тарелки, шахматы. Статуи становятся крупнее, даже массивнее - как будто он готовится сделать идолов, похожих на сфинксов, только для своего поколения. Но он говорил, что у него воруют идеи, стиль, и конечный результат. И это было действительно так.
Тогда Антон вообще отказался от скульптуры и стал рисовать. «Я хочу делать то, что никому не понравится, - сказал он о смене, - чтобы никто ничего больше не крал у меня». Он вернулся в Париж в 1964 году, и его работы опять начали выставляться в галерее.
Ваза
Метаморфоза, печать, Антон Приннер, ок. 1934. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
«Метаморфоза», приобретенная в 1939 г. Она выполнена в стиле фотограммы а-ля Ман, со скелетными останками рептилии, телом существа, напоминающего лягушку, металлической спиралью и длиной строки, снятой в минус.
Шахматы
Когда он скончался в своем любимом Париже в 1983 году, он был без гроша в кармане. Со временем его история исчезла из общественной памяти. Сегодня о нем опять вспоминают. Его произведения хранятся во французских музеях и у коллекционеров, в Музее Виктории и Альберта, Лондон.
Биография