Соски, должно быть, были настоящей проблемой в 17 веке. Точнее, не столько проблемой, сколько повседневной практикой их обнажения. Если вы когда-нибудь гуляли по галерее портретов европейского искусства эпохи Возрождения или смотрели несколько исторических фильмов о том времени, то могли бы задаться вопросом - почему грудь обнажалась? Благородные девушки были развратны?
Кэтрин Ховард, графиня Саффолка, Уильям Ларкин
И еще: какое чудо удерживало груди дам эпохи Просвещения от выпадания из лифов с низким вырезом?
Как оказалось, на самом деле ничего не удерживало....
Мари-Терез Луиза из Савойи-Кариньян Принцесса Ламбальская
А демонстрация молодой, свежо выглядящей груди, свидетельствовало о невинности и чистоте женщины, которая еще не ухаживала за ребенком и, следовательно (теоретически), еще не имела секса.
Фрэнсис Тереза Стюарт, герцогиня Ричмонд и Леннокс, известна тем, что отказалась от Карла II
Девочка с котенком, приписывается Жан-Батисту Перронно 1745
Так что ни намека на сексуальную доступность.
Три девочки, Уильям Ларкин
Но нагота груди была не просто «зарезервирована» для портретов.
В 17-м и 18-м веках голые груди были обычным для королев и придворных, а также для простых женщин.
Преднамеренно или случайно открывшиеся, они никого не смущали - это как сегодня не удивляет обнажившаяся лямка бюстгальтера.
Вильгельмин Энке, графиня Лихтенау, Анна Доротея Тербуш, 1776 г.
Корсеты поднимали грудь вверх, а вырезы были такими низким, что нанесение макияжа на соски стало частью женской рутины красоты за туалетным столиком.
Луи Марин Бонне. Сломанный веер, около 1780 г.
Любовница Вольтера, Эмили дю Шатле, умница и модница, прославилась румяными сосками и яркими платьями с низким вырезом.
Многочисленные карикатуры того периода, кажется, подтверждают, что этот образ был настолько распостранен, что общество стало издеваться над своими жертвами моды.
Однако, если женщина показывала обе груди, на портрете или на публике, это, как правило, намекало на что-то еще о ее достоинстве и социальном положении.
Нелл Гвин была давней любовницей короля Карла II и одной из самых знаменитых актрис своего времени.
Она была нарисована с полностью раскрытыми обеими грудями, что было более распространено в костюмированном мире театра, пьес и балетов.
Нелл была написана в 1680 году Саймоном Верелстом, но в 19 веке ее наготу замалевали.
(Тогда уже поменялся взгляд на обнаженную грудь).
Теперь портрет восстановлен и висит в Национальной портретной галерее.
Многие произведения искусства действительно были закрашены, переписаны, изменены, подвергнуты цензуре или даже уничтожены, чтобы засунуть грудь обратно за лиф, если можно так выразиться, когда пуританские лицемерные викторианцы с позорно решили испортить всё веселье.
Обычно в искусстве можно разглядеть раздачу «фигового листа» - дополнительный пояс на груди, умно расположенную розу, держащуюся близко к сердцу, или просто плохую замалёвку; тогда много чего изощрённо использовали, чтобы скрыть обнаженный сосок. Но их красиво писали и это была страница истории.)))
Анна Мария, графиня Шрусбери, сэр Питер Лели, около 1670 г.
Леди Изабелла Рич около 1614 года