Спектакль мне не пришлось посмотреть, к сожалению.Насколько я помню из текста , Арбенин наслаждался агонией Нины, она умоляла его послать за доктором. Тогда он мне показался уже безумным и, кажется, Лермонтов ему сочувствует, как будто бы и он сам мог бы поступить подобным образом...
Прочитала, что Лермонтов очень хотел увидеть свой «Маскарад» на сцене, но для этого пьесу пришлось сильно изменить. Цензор писал, что в переделанной пьесе «все гнусности удалены». Интересно, сохранилась ли первоначальная версия, потому что «Лермонтов вытравлял из пьесы все, на что указывал цензор».
В четырехтомнике Лермонтова есть пьеса "Арбенин" - нечто вроде черновой версии "Маскарада", в которой Нина действительно изменяла, а вот яд Арбенин не подсыпал - только сказал, что сделал это, и наслаждался муками жены, признавшейся в измене и умолявшей позвать доктора, а потом "великодушно простил"... Не знаю точно, относится ли прочитанное Вами к правке именно этой версии.
Сама не знаю, только начала читать К.Ломунова про эту пьесу. Интересно, но большой текст. Ищу, как мне кажется, ответ на вопрос: зачем Лермонтов в главные герои определял себе подобных (или себя)?
Когда цензура не разрешила и второй вариант «Маскарада» для сцены, Лермонтов ее максимально изменяет и появляется «Арбенин». Не наоборот.
Но я нашла, что авторский вариант «Маскарада» не сохранился, интересно, что там было такого ужасного с точки зрения цензора?
Спасибо за интересные посты. Сама я как раз литературовед, и интересуюсь историей литературы и культуры в контексте психологии. В принципе, у меня самостоятельно получилось так, что в европейском и русском обществе нарциссический компонет нарастал с конца 18 века. И дело даже не в том, что такие произведения появлялись, а в том, что такие драйвы и типы героев "попадали в тренд". Это почти невозможно для классицизма, а для романтизма - одна из ведущих характеристик. "Байронический герой" - маркер культуры. Холодность и презрение - как достоинство. Идеал - ключевое понятие. Это очень хорошо прочухали Гофман и Констан "Песочный человек" и "Адольф" (говорящее имя!)соответственно. Оба произведения очень рекомендую. А еще я нарц по совместительству... Увы, стыдно. Но, скажем так, убоялась бездны и встала на путь покаяния...)
Comments 9
Спектакль мне не пришлось посмотреть, к сожалению.Насколько я помню из текста , Арбенин наслаждался агонией Нины, она умоляла его послать за доктором. Тогда он мне показался уже безумным и, кажется, Лермонтов ему сочувствует, как будто бы и он сам мог бы поступить подобным образом...
Reply
Reply
Reply
К.Ломунова про эту пьесу. Интересно, но большой текст. Ищу, как мне кажется, ответ на вопрос: зачем Лермонтов в главные герои определял себе подобных (или себя)?
Когда цензура не разрешила и второй вариант «Маскарада» для сцены, Лермонтов ее максимально изменяет и появляется «Арбенин». Не наоборот.
Но я нашла, что авторский вариант «Маскарада» не сохранился, интересно, что там было такого ужасного с точки зрения цензора?
Reply
Reply
Reply
И дело даже не в том, что такие произведения появлялись, а в том, что такие драйвы и типы героев "попадали в тренд". Это почти невозможно для классицизма, а для романтизма - одна из ведущих характеристик. "Байронический герой" - маркер культуры. Холодность и презрение - как достоинство. Идеал - ключевое понятие. Это очень хорошо прочухали Гофман и Констан "Песочный человек" и "Адольф" (говорящее имя!)соответственно. Оба произведения очень рекомендую.
А еще я нарц по совместительству... Увы, стыдно. Но, скажем так, убоялась бездны и встала на путь покаяния...)
Reply
Leave a comment