Всю жизнь ругаю себя за то, что у меня нет легкости в характере. Посмотрела фильм "Софья Петровна" ... и больше не буду себя ругать. откуда ей взяться этой легкости характера? Я родилась и жила в государстве, где миллионы людей погибли от доносов и клеветы.
Спасибо автору этого поста.! Фильм смотрела кусочками, как будто кто-то написал мне лично письмо.
Оригинал взят у
erdes в
День памяти жертв политических репрессийСегодня 30 октября, день памяти жертв политических репрессий. Хочу поделиться с вами одним из самых правдивых, самых сильных произведений на эту тему.
Есть два подхода к изображению этих страниц истории нашей. Первый - шокирующий. Правда как она есть - статистика, фотографии, рассказы очевидцев, жертв системы или работников системы. Яркий пример - повесть Владимира Зазубрина "Щепка". Кто читал эту вещь, вряд ли когда-нибудь сможет её забыть. Представление о ЧК и красном терроре она даёт исчерпывающее, но, если у вас слабые нервы, не советую с ней знакомиться.
А другой подход - внешне гораздо более щадящий, ничего такого там не показывается, ни пыток, ни расстрелов. Только люди, только отношения, только психология. И это ничуть не менее страшно, чем грубый натурализм. Пример такого произведения - повесть Лидии Чуковской "Софья Петровна".
Вот о ней я и хочу поговорить. Лидию Чуковскую, думаю, представлять не надо - дочь Корнея Чуковского, подруга Ахматовой, автор знаменитых "Записок об Анне Ахматовой". Второй муж Лидии Чуковской, Матвей Петрович Бронштейн, был арестован в 1937 и расстрелян в феврале 1938. Семье объявили приговор "десять лет без права переписки", и Чуковская хлопотала о муже, надеялась на его возвращение, не догадываясь, что на самом деле означает эта формулировка. Только в конце 1939 Корнею Чуковскому удалось узнать о судьбе зятя.
О репрессиях сегодня можно найти много книг - но "Софья Петровна" выделяется среди них тем, что была написана не десятилетия спустя, а прямо тогда, в 1939-40 годах. Написать подобную повесть в то время - это подвиг, огромный риск... Но риск был оправдан: психологическая достоверность в повести просто невероятная, это портрет времени, точнее, фотография времени крупным планом и с отличной резкостью. Причём Чуковской удалось не просто рассказать, как всё было, на примере одного частного случая, а вскрыть мировоззренческую подоплёку эпохи, продемонстрировать, как механизм репрессий мог так долго и бесперебойно работать, что в людях, в каждом отдельном человеке позволяло ему работать...
Прочитать повесть онлайн можно здесь:
http://www.chukfamily.ru/Lidia/Proza/sofia.htm.
Она экранизирована, и экранизирована великолепно. Фильм этот мало кому известен, а жаль. Он из тех, которые обязательно нужно посмотреть.
Сильнейшие актёрские работы - все до единой. Главную роль играет Анна Каменкова. Лия Ахеджакова сыграла здесь одну из своих лучших ролей, Вера Глаголева... У Ирины Розановой и Нины Усатовой роли крохотные, но запоминаются по кадрам.
Вот этот фильм целиком:
Click to view