Была вчера на замечательной выставке
«Парижская школа» (1905-1932) (Ван Донген, Шагал, Модильяни, Пикассо, Фуджита и мн.др.).
Одно из сильнейших впечатлений -
Хаим Сутин , которого знала только по репродукциям, а воочию, да ещё так много (12 полотен), видела впервые.
Сутин для меня как-то пересёкся с
Эгоном Шиле , и я не сразу поняла - почему (ведь такие разные). Пока не встретила
статью Марка Сартана про ощипанного цыплёнка.
Он там цитирует Н. Заболоцкого:
...Проклинает детство
Цыпленок, синий от мытья.
Он глазки детские закрыл,
Наморщил разноцветный лобик
И тельце сонное сложил
В фаянсовый столовый гробик.
Кажется, что это - поэтическое воплощение картины Хаима Сутина «Ощипанный цыплёнок» (репродукция в той же статье), созданной в 1925 г. (а стихи 1928-го), хотя авторы не ведали о произведениях друг друга... Витало в воздухе.
Вот этот самый цыплёнок - как раз ключ к сравнению с Эгоном Шиле, у которого чуть ли не все портретируемые (включая его собственные неотразимые автопортреты) разительно похожи на ощипанных цыплят или дичь, распластанную на столовой доске. И это же - один из сквозных мотивов у Сутина: разделанная туша быка, выпотрошенные на столе кролики, тушки индеек, голубей, разодранные внутренности животных…
Думаю, в этих образах воплощено предчувствие, которым дышит большое искусство. Человеческое тело и судьба, распотрошённые словно дичь на кухонной доске для людоедского обеда, - это ли не символ ХХ века (мировых войн, концлагерей, террора)?
Они уже знали…
![](http://www.bigsauron.ru/valid5721_h9ccf40a4c3d73e4db82e68f9d7270fa2.jpg)