ЭЛЬМИРА ГАЛЕЕВА И СЕРГЕЙ ТРУХАНОВ (концерт в биб-ке им. М.Волошина, 20 ноября 2010 г.)

Dec 05, 2010 17:55

Обычно на дуэт решаются давние друзья, не раз выступавшие вместе или хотя бы много лет знакомые. Тут был чистый эксперимент организатора Натальи Бродской - своего рода озарение. Они давно звучали, но врозь - музыка и голоса Сергея Труханова и Эльмиры Галеевой. Услышать их потенциальную гармонию - не только вокальную, но и внутреннюю, - заранее, - такое требует от инициатора вечера очень тонкой настройки на каждого из музыкантов, да и на зрителей.

Вот, кстати, Наташа Бродская написала в афише концерта (достойно напоминания, потому цитирую):

«Не буду говорить о равнозначности их поэтических пристрастий (оба АВТОРА - музыканты, пишущие на чужие стихи). Не буду говорить и о равноправности их музыкальных решений (в основе которых часто заложена баллада - в роковом, джазовом или этническом варианте). Хочу просто напомнить сомневающимся, что ИНЬ и ЯНЬ, при всей своей разности, вместе всё-таки составляют ЦЕЛОЕ».

Уж не знаю, согласятся ли сами музыканты с таким «взглядом со стороны»... Но всё, что произошло в тот вечер, подтвердило её изначальную интуицию.

Для меня главным открытием вечера стала Эльмира. Я не раз была на её концертах и поражалась органике и многомерности голоса, способного передавать дыхание природы, тончайшие оттенки и изменения. Но ещё никогда не доводилось её видеть в таком вдохновении, в состоянии безудержного полёта…

Эльмиру переполняла благодарность. К зрителям - за то, что пришли. К музыкантом - за игру и поддержку. К Сергею Труханову - за то, что он есть. К поэтам - за великие и прекрасные стихи, ими написанные. Можно было бы говорит о силе её вокала и точности интонирования, гармоничных и на редкость красивых музыкальных решениях… Казалось бы, следует, прежде всего, восхищаться мастерством музыканта. Но почему-то не хочется. Мастерство - всё-таки то, чему можно научиться. Оно отчуждаемо. А вот переполненности сердца, которая ошеломила в Эльмире в тот вечер, - не научишься. Ей можно только открыться навстречу, если не испугаешься.

Я совсем не стремлюсь противопоставить мастерство - искренности, - Боже упаси… Но это как «живая» и «мёртвая» вода в русских сказках. Сначала погибшего героя поливают «мертвой» водой - и тело срастается. А после обязательно - «живой». И только тогда он воскресает, может снова ходить и говорить. Профессиональные навыки - явно воплощение «мёртвой» воды. А уж «живую» каждый добывает, как может… Если верить сказкам, то нужны непременно обе.

Сердце Эльмиры на том концерте было неистощимым источником «живой воды» - и без малейшего усилия, не сознавая собственной щедрости, она ею делилась. Наверное, невозможно каждую минуту жизни так любить… Но иногда это даруется - по вдохновению. Нам повезло, что оказались в тот вечер в исцеляющем потоке любви. ВСЕМ повезло - наверное, и Эльмире тоже.

Про Сергея. Совместный концерт с Эльмирой высветил и в нём удивительную сердечность и трепетность. Они, конечно, и так всегда чувствуются, завуалированные сдержанностью и мужеством. Но на сей раз отношение Эльмиры его как-то особенно «раскрыло». Попросту - она невольно заняла «женскую» нишу в сценических отношениях, облачив Сергея доверием и восхищением. И ему не надо было ни от чего и ни от кого защищаться…

Вроде бы внешне в выступлении Труханова ничего не изменилось: оно было таким же мастерским и прекрасным, как обычно. Но кое-что звучало иначе… У Сергея в голосе есть та же тонкая, двойственная вибрация, как у Эльмиры. В этом они очень схожи. Вибрация, благодаря которой удаётся передать отношение к тому, о чём поётся. Не эмоциональное, а более созерцательное, цельное, из глубины души.

У Эльмиры это обычно - отношения «со-путствия». Её голос изнутри словно делится на-двое: слышны ведущий и его любящий спутник, готовый подхватить с любой стороны, куда бы ни качнуло… В голосе Труханова слышится другое: «ты взвешен и измерен»… Приблизится, отдалится… И понять, что чего стоит… Часто вибрация разворачивает в сторону философской отрешённости. И тогда рождается подозрение, что Труханов - тайный буддист, с которым уже давно случилось просветление (хотя он и скрывает это).

А в этот вечер под влиянием Эльмиры голос Сергея (и внутреннее состояние) качнуло из отрешённости… в нежность, что ли… Боюсь, что так и есть. Хотя мужество и сдержанность прятали эту нежность, как могли.

Было много замечательной и разнообразной музыки: флейта (с Сергеем Трухановым), скрипка, гитары - с Эльмирой. И эта музыка словно вторила щедрости сердца. Была насыщена радостью. Ну, а «как умеют эти руки эти звуки извлекать?» - этому ещё Булат Шалвович изумлялся.

Простите, что не про мастерство. Не умею я про него, как оказалось.

эссе, барды, Галеева, Труханов

Previous post Next post
Up