В недавнем посте
Jante Law - основной закон я процитировала, помимо прочих, англ. вики о шведском характере: "зависть, этатизм, патернализм, коллективизм".
Френд
vovyanych показал и прислал мне книгу
Roland Huntford "The New Totalitarians" , за что ему спасибо.
Там сравнивается Оруэлл, Хаксли, советская пропаганда и соц-дем. Швеция, где соц-дем правили с 1932 года. 350 страниц в пдфе. Мне было бы не удивительно, напиши он это недавно, но книга написана в 1971 году (upd: в 1980 - второе издание, дополненное? не уточняла), когда крона была высокая, безработица последние 20 лет была 2% и не собиралась расти и все было хорошо - спрашивается, что ему не нравилось - принципы? Книга, кстати, в 72г. вышла на шведском.
Я пропускала про политику и финансы. Не со всем согласна, кое-где он, наверное, не очень объективен (более того, мои личные ощущения часто противоположны, особенно по сравнению с россией), но под катом цитаты из книги, очень много. Не те, с которыми я согласна, а которые бросились в глаза. Такого плана:
"Порой нельзя выразить оппозиционные взгляды просто потому, что в шведском языке нет подходящих слов. Например, классические антитезы государство - гражданин и коллективное - индивидуальное в других странах используются для нападок на гос-во, но в шведском все индивидуальное имеет отрицательную коннотацию, а слова гос-во и коллектив заряжены положительно".
"Нельзя сравнивать Норвегию, Данию - и Швецию. Все три - велферные государства, но Норв. и Дания, пострадавшие от нацизма, знают, что принципы и мораль могут быть более важными, чем материальное благополучие".
"Если в америке люди получают чувство секьюрити от закона, в швеции - от велфера".
"Научные исследования должны быть подчинены политической цели, поставленной государством - так говорили Улоф Пальме и Л.И. Брежнев на 24м съезде КПСС".
"Воспитание шовинизма наоборот. Азия и Африка более значимы, чем Запад".
Под катом подробно и подряд.
стр 55
Концепция отделения человека от совершенного им преступления. Преступление осуждается, человек нет. Отрицание персональной ответственности, разделение людей и их действий.
Забастовки были запрещены, забастовщиков не наказывали, лишая их ореола мучеников за правое дело.
Коллективные договоры о зарплате в профессии, во всей отрасли.
В отличие от Англии и др, в Швеции профсоюзы и рабочие никогда не выступали против модернизации и не считали машины своими конкурентами, даже если они сокращали рабочие места. Впоследствии это проложило дорогу автоматизации.
с 1950 по 1970е безработица была 2%.
Большие программы по муниципальному строительству и стр. дорог - рабочие места.
В года с хорошей прибылью предприятия откладывали часть дохода на спец. счет, эти деньги не облагались налогом и использовались впоследствии в плохие года.
Если безработных становилось больше - программы переподготовки, частично за счет налога с предприятий.
1972 г: (почему 72? позднее примечание, что ли? не помню - т.) в Шв. из 100 чел имели телефон 50, в США - 54. Телевизор: 30 в шв. и 40 в США
По показателям Шв. уступала только США, но в сша были бедные, нищие, а в швеции не было. По social serucity Швеция была первой в мире.
Налоговая система была устроена так, что предприятиям было сложно финансировать себя самим без заемов у гос-ва.
Гос-во имело рычаги для вмешательства в дела предприятий: например, когда Вольво в 1970 г. понадобилось расширить пр-во, оно было вынуждено открыть его на севере, в Умео, за 800 км. от головного офиса в Гетеборге, - сами бы они так не сделали, но гос-во хотело поднять отстающий район.
Следующий шаг - представители гос-ва в правлении предприятия.
В 1971 г. отвергли членство в ЕС, чтобы не допустить свободное движение капитала и раб. силы
The Swedes are profoundly ethnocentric. Никакого иностранного капитала. Национализм.
В 60х менеджер английского банка мог сказать клиенту: "наша цель - защитить вас от властей" - и остаться уважаемым. В шв. такое невозможно.
Капитализм как свободное предпринимательство и соревнование никогда не существовал в шв.
Шв. экономика имеет квази-монополистический характер. Степень концентрации может сравниться на западе только с Бельгией.
Доминируют 4-5 семей (напр., Йонсоны из Ст-ма осущ. все энерготорговлю с Сов. Союзом)
Директор Хандельсбанка: "Шв. банкир ассоциирует себя с государством и центральным гос. банком"
Для шведа парламент - слабейшая из пяти составляющих гос-ва. Еще три хорошо известны на западе: правительство, бюрократия, правящая партия, но пятая характерна только для швеции: это общественные организации. Как средневековые цехи, с квази-легальным статусом и преспективным правом говорить от лица сегмента населения. Корни - в средневековом с/х, когда деревни работали коллективно задолго до создания колхозов большевиками. Индивиды были вынуждены поступать, как требует общество (мораль, церковь, ежедневное поведение)
Реформа 1827 г. перевернула жизнь страны (надо было переселяться), но Шв. стала одной из немногих стран, где аграрные реформы не вызвали беспорядков и волнений: крестьяне смиренно покинули свои дома и в установленный срок построили новые на новом месте. Им это не нравилось, но они привыкли подчиняться.
Раньше они жили все вместе в центре с.х угодий, теперь каждый жил отдельно далеко от других. Чтобы восполнить недостающую общину, появились общественные организации. Первыми появились общества трезвенников. В сер. 19 века в них состояло 100 тыс. чел. при населении 3,8 млн.
с. 91 Фабрики: коллектив, права собственности не уважались, любой заходил в дом, отсюда корни 60х: при закрытии фабрики лучше остаться на пособии в этом же обществе, чем переехать на отличную работу. Коллективная ментальность, не индивидуум.
Прямая демократия: общественные организации воздействуют на правительство напрямую, минуя парламент. Слияние. Шведы считают себя самой демократической страной из всех дем-х, но это миф.
-------------------------------
Показательна карьера мистера Пальме. В унив-те он был президентом национального союза студентов швеции, both a central organization and consultative body. Оттуда он был избран в канцелярию премьер-министра обеспечивать контакт с кабинетом. Через неск. лет он вошел в парламент, сохраняя место в канцелярии - бюрократ-член парламента, а затем вошел в кабинет министров, став министром без портфеля.
Шв. - небольшая страна, и бюрократов немного, правят 200-300 знакомых друг другу челвоек.
Министр, профсоюзный лидер, глава банка и глава производства ощущают себя членами одной команды: они правят страной. Общество тоже это понимает и одобряет.
Политический идалог осуществляется не публично, а между своими.
С 1969 г. реально правил страной не Пальме, а мин.финансов Гуннар Strang.
Шведы верят в консенсус.
с. 111-115 Национализация химии (фармацевтики? - Таня) прошла без возражений, естественно.
Мин. Образования Свен Муберг: "студенты должны учиться работать в ощественных орг-х. Наша цель -построение корпоративного гос-ва. Мы знаем недостатки этой системы на примере фашистской Италии и постараемся их избежать".
--------------------------
ABF (Общество обучения рабочих, существует и сейчас, но преимущественно там кружки вязания и языки с нуля (страноведение?), посещают, наверное, в основном пенсионеры - Таня) - влиятельная организация, связанная с партией и профсоюзами, осуществляет полит. индоктринацию, готовит функционеров, поиск талантов для рабочего движения.
Все шведы знают, что путь к власти - через рабочее движение. Амбициозные молодые люди не идут в политику, они идут в бюрократы.
Университеты полностью контролируются властями, явл. продолжением гос. бюрократии, под влиянием партии. С 60х стало ясно, что чтобы достичь вершин в социологии, экономике, надо быть членом соц-дем партии.
Bror Rexed: каф. анатомии в Уппсале много лет, мин-во просвещения, ушел в директоры директората of social affairs. Незначительность парламента.
Профессора ун-в и высшие офицеры армии назначаются кабинетом министров.
apparatchik agitprop
Задача агитпропа в Швеции сложнее, чем в России: не только сдерживать оппозицию, но и удержать партию у власти. Это все-таки конституционное гос-во и электорат может поменять правительство за один день.
Агитпроп - задача АБФ. Готовить почву для пойнтов предстоящей избирательной кампании. Партия руководит АБФ. Кружки: чувство коммьюнити с лидером и арбитром, круг символизирует равенство всех. Нет головы и хвоста, все сидят по кругу. Не нужны преподаватели со спец. знаниями, нужны лидеры, способные правильно вести дискуссию. Учебные материалы подготовлены соответствующе. Руководитель кружка интерпретирует информацию. Эта система избегала учителей-специалистов, которые бы доносили до слушателей то, чему они сами научились, лидеры кружка должны быть передатчиками нужной информации, как телевизоры. Такие лидеры флексибильны и могут быстро менять силлабус. Все материалы и учебники для кружков готовятся в Ст-ме в едином центральном офисе. Спец. подготовка руководителей кружков. В учащихся кружков нет недостатка, так как школы для взрослых - часть шведского образа жизни. К моменту, когда партия объявляет лозунг на выборах, он уже сидит в головах избирателей. Участие в кружках - символ статуса, пользовались уважением.
В Швеции - табу на обсуждение внутренних фундаментальных проблем, чтобы не раскачивать лодку.
Несмотря на нейтралитет, Шв. заняла анти-американскую позицию по Вьетнаму, т.к. партии выгодно, чтобы молодежь интересовалась происходящим в индокитае и протестовала против америки. Дядю Сэма связывали с правыми партиями, стиль примитивных, но эффективных карикатур был позаимствован из России 20х.
Из пособия курса к выборам 1970: после автоматизации работа будет занимать небольшую часть нашего времени и будет монотонной. Выход - в "дедраматизации" роли работы в нашей жизни. Пусть работа скучная, это компенсируется разнообразным досугом. Больше библиотек, спорта, сдающихся летних домиков. Муниципальные консультанты по отдыху. На кружках учили: новый муниципальный бассейн имеет такую же ценность, как и добавка к зарплате. Двое из трех шведов имели контакты с АБФ.
Образование взрослых - традиционная прерогатива общ. организаций и особенно рабочего движения. АБФ была создана в 1892г.
В шв. не было неграмотных, с начала 17 века все население обучалось the three Rs (читать, писать, арифметика), но выше ничего не было. АБФ - заполнить пробел. Вечерние курсы Рабочего движения обучали, сначала, разговаривать на уровне с работодателем: например, читать баланс - чтобы смочь оценить, действительно ли хозяим не может подянть зарплаты, как он говорит, оправывая это плохим фин. положением предприятия. АБФ помогли избежать многих конфликтов и, возможно, революции.
С 1930х создается современное Велфер Гос-во, образование взрослых становится национальным, но АБФ сопротивляется передаче этих функций муниципальным организациям: "люди приходят к нам, как в семью. Наши ресурсы и престиж делают нас почти государственным институтом. Мы прививаем интерес к рабочему движению ,и даже если наши курсы не касаются политики, они оказывают политический эффект".
АБФ контролирует 40% обучения взрослых, остальное разделено между дюжиной организаций. 1970 год: 500 тыс. членов кружков при населении 8 млн - это значит, что один из десяти взрослых получает инструкции от АБФ (Но это же не так много? Таня)
В мелких поселениях АБФ были единственной формой обучения взрослых, символизировали культуру. Даже если местные власти не были соц-дем, они отдавали образование АБФ из-за их опыта и размеров. И населением, и властями воспринимались как часть гос-ва.
Партия редко проводила собственную пропаганду, только на выборах, в остальное время это отдавалось другим орг-м.
--------------------------------
с.162-163 рента и машины
В норвегии соц-дем пр-во переизбрали из-за нарушения морали, хотя экономически все было прекрасно.
Нельзя сравнивать Норвегию, Данию - и Швецию. Все три - велферные государства, но Норв. и Дания, пострадавшие от нацизма, знают, что принципы и мораль могут быть более важными, чем материальное благополучие. У швеции не было такого опыта. Для шведа нет принципов, он думает в экономических терминах.
В кон. 18 века в Шв. были запрещены католичество и иудаизм. Anders Chydenius предложил разрешить католиков и иудеев: нищая швеция нуждалась в талантах и богатых людях, а они, предположительно, могли приехать из франции и быть католиками, или из др. мест - иудеями. Предложение было принято и иностранцам разрешили исповедовать религию, отличную от государственной, а сами шведы ждали такой привилегии еще век. Потому что важна не толерантность, а экономика. Экономический детерминизм. Политика для современного шведа должна служить достижению материального благосостояния.
-----------------------
Швед редко говорит о социальном пособии или велфер-государстве. Им овладевает более глубокая концепция: непереводимое trygghet (надежность, безопасность, стабильность, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне - Таня). It means both safety and security. Это подразумевает отсутствие неприятного и некомфортного и имеет коннотацию избежания опасности или испуганного ребенка, бегущего к матери. Это самое используемое слово в шв. политическом лексиконе, ни один лозунг не может без него обойтись.
В политическом плане трюиггхет означает нейтралитет, неучастие в войнах, изоляция от проблем мира за пределами страны. Еще это наличие работы, комфорт, и знание, that he is being looked after. Много политиков потерпело поражение, случайно задев чувство трюиггхет у изибрателя. Социал-демократы играют на страхе потери триггхет.
Соц.дем внушили электорату, что economic security - единственная причина для голосования. И что смена правительства приведет к нарушению стабильности, а значит, триггхета, и к упадку экономики. Страх изменений, потери той триггхет, что есть - причина столь долгосрочной власти соц-дем. C развитием благосостояния появились и добавочные концепции, напр., "стандарт жизни".
-------------------------------
Порой нельзя выразить оппозиционные взгляды просто потому, что в шведском языке нет подходящих слов. Например, классические антитезы государство - гражданин и коллективное - индивидуальное в других странах используются для нападок на гос-во, но в шведском все индивидуальное имеет отрицательную коннотацию, а слова гос-во и коллектив заряжены положительно.
Нац. традиция - конформизм. Критика изнутри невозможна. Крайне левые и крайне правые течения импортируются из англии, китая и т.п., но такие диссиденты редки.
Если оппозиционеры будут критиковать правительство слишком сильно, они напугают избирателей. Они должны подойти к политике пр-ва так близко, как это возможно, и лавировать только среди деталей.
В большинстве стран налоги считаются слишком высокими и предвыборное обещание снизить их встречается с радостью - но не так в швеции, хотя налоги здесь самые высокие в мире.
с. 174 - налоги 1968 года
Швед полностью признает и ассоциирует себя с патерналистским гос-вом и снижение налогов воспринимает, во-первых, как уменьшение возможности высших организаций следить за его благополучием и, во-вторых, как непосредственный ущерб ему самому. В интересах триггхет от готов платить и более высокие налоги и быть благодарным государству.
Осенью 1970 г. была произведена необычная перепись: людей просили рассказать о личных моментах, не всегда приятных ,например, почему у них неполная занятость. В отличие от других, тут все люди были занесены в базу под своими именами. Это вызвало шум оппозиции, было ясно, что это будет использоваться банками, страховкой и т.п. - как раз создавались общие системы - но директор стат. бюро объявил, что это послужит правильному планированию и лучшему сервису (читай - для большей триггхет населения), и все протесты тут же стали невозможны.
Запрещение католической церкви - одобрено населением, т.к. невыгодно для экономики.
Спорить - это нарушать консенсус и баланс, угроза миропрядку. Ведущий издатель: "Мы не обсуждаем принципы, потому что швед не любит интеллектуальные игры."
Если в америке люди получают чувство секьюрити от закона, в швеции - от велфера.
В Англии велфер - продолжение благотворительности, человека пожалели. Поэтому велфер не имеет прямой политической силы, он не привязывает человека к партии. Человек имеет на это право и ничем гос-ву за это не обязан.
В Швеции же велфер - привилегия, данная партией. У человека воспитали чувство долга за этот велфер, он должник и должен постоянно благодарить за велфер гос-во и партию.
c. 185 - социальная сфера в шв. не лучше, чем в др. странах (сравнение)
В швеции велфер означает не только материальные блага, но и наблюдение над образом жизни
Велфер - один из столпов правительства. Страх потери секьюрити держит ситуацию под контролем-
Под влиянием идей извне слово велфер стало получать отрицательные ассоциации с кон. 60х, и поэтому было изъято, вместонего стало говорить service
с сер. 70х - велфер приобретает превентивную форму: дают раньше, чем человек в нем нуждается.
55% предпочитает напиваться пивом.
-----------------------
Шведов десятилетиями учили, что преступление - это форма болезни и асоциальность. Преступника описывают в психиатрических терминах. Преступлением является не совершенное действие, а асоциальность.
Преступник психически болен. Диссиденты, выступающие против существующего порядка - асоциальны и тоже нездоровы.
Велфер заботится о всем человеке - и о теле и о душе.
Болезни могут иметь психосоматическую природу - больше внимания психике и социальности. Пациенты должны обращаться не к конкретному доктору, а в мед.центр, в организацию. Старые доктора сопротивляются "социальной медицине", а молодежь принимает.
Шведам внушают, что их велфер лучший в мире.
---------------
Из обращения У. Пальме к школьникам: вы идете в школу не для персональных достижений, а чтобы научиться действовать в группе".
Прежняя система: после 6 классов разделение по способностям и, в какой-то степени, класовому происхождению (пту и гимназия), дети делают выбор в 11-13 лет.
Новая система с 60х: все учатся вместе 9 лет. Выбор преметов разрешен после 7 кл. Потом по желанию пту или гимназия.
Изучении истории сократили, чтобы не было инструмента для критики гос-ва. Взамен учат социальности и работать в группе, показывают, что индивидуально нельзя достичь, надо распределить обязанности. "Нет смысла развивать индивидуальность, т.к. пока человек не научится адаптироваться к обществу, он будет несчастным". Учат получать удовлетворение от того, что внес вклад в работу коллектива.
Борьба с религией в шв. была более эффективна, чем в россии: ее не запретили, а продолжали изучать в школе как обязательный предмет, но не как религию, а как феномен, и выпускники считали христианство бездоказательным и странным явлением. Концепция религии как формы легкого психического отклонения.
Воспитание шовинизма наоборот. Азия и Африка более значимы, чем Запад. Умаление западных ценностей. Министр Камилла Odhnoff: "Как я могу ассоциировать себя с западом, если во Вьетнаме убивают детей?" У. Пальме: "Западная культура? Что это такое?" Старое поколение образованных шведов считало себя частью европы, молодежь воспринимала европу как нечто чуждое. В школе их учат, что только европейцы завоевывали другие континенты, поэтому они в долгу. Стриндберг - первый и последний представитель шведской европейской культуры.
В научных исследованиях молодые боялись подняться над уровнем группы. Если кто-то получал новый результат, он обращался к руководителю - что делать? Детей можно воспитать хорошими членами группы только за счет подавления инициативности и фантазии.
"Оригинальные исследования делаются за границей, а нам нужны технологии, аппликации - то, что требует наше общество".
Шведские университеты управляются централизованным the Office of the University Chanсellor. У него есть абсолютная власть и в швеции неизвестны академические свободы. В Европе академический персонал управляет, а администрация их обслуживает. В Швеции наоборот. Профессора назначаются гос-м: the Chanсellor номинирует, кабинет утверждает. Chanсellor определяет бюджеты, программы, требования.
Вводилось единообразие во всех университетах. Hans Lowbeer, The University Chancellor в кон. 60х: "Было бы глупо разрешать вариации - как тогда выпускники разных ун-тов смогут говорить на одном языке?
В 70м году экономику США в Ст-м ун-те изучали по книге марксисткого автора Harry Magdorff "The age of imperialism"
Упор на профессиональное образование. В европе студенты сначала изучают широко, потом выбирают специализацию, в швеции наоборот: в первый год они должны выбрать профессию, признанную директоратом рынка труда. Ввели 17 групп профессий по классификации рынка труда, и, соответственно, 17 разрешенных комбинаций курсов.
Исследования имели конечную цель. Studies are what is known as goal-directed; that is, they are chosen not to satisfy the desires of the students, but to filfil the reqiurements of some more or less realistic end.
Например, взять курс истории на первом курсе мог только тот, кто выбрал профессию "учитель", и никто иной, потому что центральный офис и рабочий рынок решили, что другим история не нужна.
Образование - практический девайс на службе технологического общества.
Официально объявленная политика: экономически невыгодно поддерживать экстрасильных: слишком много средств на слишком мал. кол-во людей, для экономики выгоднее развивать средних (такая политика действительно была и есть, я писала об этом - таня). Стандартная формула: умный справится сам. (продолжение: поддержи слабого -таня). Мр Муберг: "В ун-ты пришли новые студенты - из низшего среднего класса, без умения и традиций учиться дома. Они не могут заниматься без руководства".
Сделав выбор профессии (и курсов) на 1м курсе, студенты избавлялись от сомнений и необходимости строить свой путь. Майские события 1968г. во Франции не нашли отзвука в Швеции.
В руках гос-ва были все финансовые инструменты для управления исследованиями. Маленький комитет, подчинявшийся непосредственно кабинету министров, определял политику исследований. Каждый проект должен был быть одобрен центром, все гранты выдавались централизованно. В целях облегчения управления поощрялись большие проекты, а не маленькие.
с. 244: Чтобы не было дыр в надзоре, запретили иностранные гранты на исследования внутри Швеции. Небольшие исключения могли быть с разрешения властей.
Частных институтов не существовало. Теоретическая наука сокращалась, поощрялась прикладная. Исследования должны быть подчинены политической цели, поставленной государством - так говорили Улоф Пальме и Л.И. Брежнев на 24м съезде КПСС. Публичных протестов не было.
Антиамериканизм - холодная война - эмбарго - финансировались исследования, доказывавшие нужные положения - гос-во не несло перед обществом ответственности за выводы, они были сделаны учеными.
Люди чувствовали, что теряют слишком много, если развивают свою индивидуальность.
-------------------------
Русские - бихевиористы: меняли личность человека путем внедрения определенных привычек. c.250 Селили людей в большие блоки квартир не только чтобы легче контролировать, но и воспитывать коллективное мышление. Indoctrination by evironment. Шведские архитекторы стали служить идеологии добровольно. Гос-во решало, что и как строить.
"Небольшие дома нам не подходят. Они способствуют расслоению, мы стараемся этого избежать". Леннарт Хольм: "Не должно быть права выбирать себе соседей".
30е: только Djursholm и Бромма. Дело не в стоимости: Encouraged selfishness, другой стиль жизни. Планировали уничтожить. Пр-во хотело мобильности труда, а личные дома этому препятствовали.
Трудно объяснить нехватку жилья в швеции. Протестов населения нет, экономический фатализм.
В Норвегии, тоже велферном гос-ве, социальная инженерия отставала, и большинство жилья строилось как отдельные домики. В Швеции - политика не поддержки частных домов. Квартиры не свои, шведы чувствовали себя дома только в своих летних домиках за городом, кот. стали популярны. На курсах АБФ объясняли, что лучше жить в квартирах. Для шв. архитекторов эстетики не существует. В Финляндии - есть понятие красоты, все дома индивидуальны, персональность.
Jan Stromdahl, дирекция нац планирования: "я против отдельных домов. Они вызывают изоляцию. Все должны есть вместе, нет ничего более изолирующего, чем еда дома в семье в 4х стенах. Общие площадки для игр, библиотеки, прачечные, люди должны жить коллективно". Тогда можно корректировать ситуацию в семье.
Такие тенденции были везде, но в шв. зашли дальше других и это было повсеместным правилом. никаких сантиментов, традиций, снесли много исторических памятников. Разрушить чувство времени, разориентировать население в пространстве и времени. Школьная система - антиисторична. Центр Ст-ма сделали нежилым, его функция - движение транспорта, так считало население, города надо менять для нового общества и новых целей.
-----------------------
В зап. странах радио и тв подчиняются министерству коммуникаций, а в Швеции - мин-ву образования. (В шв. тоже сначала коммуникаций, когда Пальме министром ком-й был, а в 1967 он ушел в экклезиастминистры и радио и тв забрал с собой, а в сл. году экклезиастикдепартамент переименовали в департамент образования. В 90х их слили с деп. культуры, а потом опять разделили и радио/тв теперь в культуре - Таня)
Задача масс-медиа - не информировать, а формировать мнение.
Orjan Wallqwist, руководитель второго канала: "шведы интеллектуально примитивны и недоразвиты". Швед идентифицирует себя с гос-вом, поэтому тв никогда не критикует гос-во. Внушают людям, что у них самая счастливая судьба на свете. В др. странах европы хуже. И советские, и шведские люди смотрели на остальной мир немного свысока.
Стокг. газета публикует письма детей: "я думаю, что все американцы свиньи".
Соц-дем были против прямой передачи со спутников потребителям иностранных программ
Для шведа отклониться от общей линии - вероломство, предательство, они чувствуют потребность думать так, как все - русские называют это "внутренний цензор".
В Шв. газетах сложно различить новости, факты, мнение репортера и мнение редакции.
Olof Lagercrantz (он считал, что ком. партия ссср создала много хорошего, в отличие от сша, где миллионы голодают и подвергаются насилию - Таня), редактор Дагенс Нихетер: "Новости должны использоваться для изменения общества и влияния на людей. Если они объективны ,и рассчитаны только на информирование - это консерватизм. В такой маленькой стране как Шв. Дагенс Нихетер имеет огромную власть, мы можем изменитьобщесвтенное мнение. Маленькая страна не может позволить каждому индивидууму иметь личное мнение."
Известная шутка: Человек не знает, что ему сегодня думать, пока не прочитает газеты.
"In Sweden there is room for only one idea at a time".
Когда в Стокгольме вручали Нобелевскую премию Солженицыну, химик, лауреат Нобелевки 1948г. Arne Tiselius сказал речь: "слова больше не значат то, что они значили, теперь они используются для манипуляции и индоктринации населения". Эту речь нигде не публиковали и не упоминали, в отличие от всех других, хотя Тизелиус был знаменитостью в Швеции.
------------------------------
с. 302 - о языке.
В английском "uniform" обычно имеет оттенок derogatory, а в шведском наоборот - one of the most prized descriptions.
Политические термины - экономически заряжены.
Слово "Демократия" имеет два значения - это 1) политический термин, устройство гос-ва, которое может быть разное- вестминстер, кремль, белый дом - и 2) virtue, - а в швеции только virtue.
либерал по-шв. - отсутствие велфера и надежности, консерватор - ругательство, они даже сами себя так стеснялись называть.
Существовала терминология только соц-демократов.
"свобода" на шведском еще не означает "рабство", как на новоязе Оруэлла, но уже включает в себя "подчинение", что лишает оппозицию возможности оперировать этим понятием. Таким же образом, трудно критиковать гос-во, т.к. термины в этой области имеют положительную коннотацию. Положительного противопоставления государтсву не найти и т.п., поэтому редких шв. диссидентов слушатели понимали неправильно.
-----------------------
Культура в швеции - импортированная, нач. в основном с 19 века, привилегия высшего класса.
Стриндберг - крупнейший драматург, но всегда казался более немцем, чем шведом, и сейчас шведы обучены, что его надо ценить, но он стается выше их понимания, не свой им.
Швеция, как империалистическая Россия, был страной двух культур (низшего и высшего класса) - в отличие от стран западной европы. Проникновение зап. культуры началось только с 50х с развитием масс-медиа.
с. 307 У. Пальме: "марксизм сделал возможным рассматривать культуру как оружие классовой борьбы и инструмент изменения общества"
1970е - артисты и писатели используются в агитпропе. В театре можно ставить Брехта, но нельзя большую часть Ибсена (Пер Гюнт), романтика Шиллера, Хольберга.
Стриндберг в один из периодов своей жизни исповедовал социализм и потому включен в канон социал-демократов.
В 60х закрылись частные театры.
В шестидневной войне - на стороне Израиля (а почему? - Таня)
Любимый предмет - Куба, много прокастровских книг
В кон. 60х шв. интеллектуалы считали, что единственно возможное - атеизм.
Из современных печатали Ноама Хомски.
Ни "Экспрессен", ни женский журнал не являются "левыми", социалист - не профессия, это код для всех - показать, что нет девиации.
Небывалое количество интеллектуалов, особенно писателей, поэтов, покончило жизнь самоубийством. (Stig Dagerman, Eva Neander, Birger Sjöberg, Karin Boye, HJälmar Bergman и др.)
Представьте себе, что треть ведущих писателей в Англии или в Америке покончила с собой.
Ибсен - норвежец и принадлежал к западному обществу, где разрешалось быть индивидуальностью, и это было хорошо - отличаться от других.
В Швеции "быть другим" вызывало чувство вины. Отрицалось их право на существование.
Публику бомбардировали жаргонов "общественные интересы", "общественно ориентированные", "общественная ответственность"
-----------------------
Поскольку шведы сексуально эмансипированы, они считают себя свободными людьми, и свободу рассматривают в секс. терминах. "Свобода" означает преимущественно сексуальную свободу.
Только швеция имеет правильную свободу, т.к. остальные народы сексуально закрепощены.
Шведское правительство взяло сексуальную революцию под свое крыло. Государство подарило людям свободу от старых ограничений, за это они должны быть благодарны и избирать ту же партию.
Йоста Родхе, департамент секс. образования в дирекции школ: "Нас не волнует, в каком возрасте дети начинают спать друг с другом - главное, чтобы они были подготовлены" (умели предохраняться).
"Мы не согласны с точкой зрения, что коитус - высшее проявление любви, или a kind of consummation. Его значение надо уменьшить".
"Мы не хотим чтобы дети начинали секс в облаке эмоций. Секс надо отделить от эмоций".
"Rules mean repression. Подавление секуальности ведет к агрессии. Освобождая сексуальность от правил, мы ликвидируем агрессию. В Америке поступают наоборот - они разрешают агрессию и запрещают сексуальность".
"Поскольку в Швеции нет напряжения и волнений в политической жизни, молодежь находит это взамен в сексе"
Может, мальчик и девочка предпочли бы платонические отношения, но обычай общества толкает их к сексу.
Министр образования Ингвар Карлссон: "Мы думаем, что молодые люди в амерке чувствуют точно так же, как в швеции, но американские власть отстает от их развития, а мы быстрее".
проф. Алвар Нельсон: "наша задача - удалить из закона все следы церковной морали"
КОНЕЦ ЦИТАТ
********
А почему о сексе всегда в конце пишут? А что будет, если написать между профсоюзами и театром? Как в новостях: в конце культура, потом погода. Ну написал бы еще о погоде, что ли, для завершенности.
*******
Я, как известно, думаю, что эта система имела смысл и могла бы и дальше приносить позитивные результаты, если бы миграционная политика была правильной и др. (система рассчитана на социально, культурно гомогенное общество, сделана под шведов). В корректировке, конечно, нуждалась, в т.ч. и миграцией и т.п. Потому что остальные, несоциалистические системы - тоже нестабильны и ненадежны, хотя тоже могут приносить хорошие результаты, причем чаще других. Трудно что-то построить с имеющимся населением земли.
***************
График из книжечки Per Berglund "Искусство создавать безработицу", купленной мною в букинистическом.
Количество занятых (трудоустроенных) 1963 - 1993
По верт. млн чел, по гориз. года. Пик - 1990.
Население в стране постоянно росло и растет.
(О скрытой безработице, когда учащиеся заочно в гимназиях для взрослых, на курсах биржи труда и т.п. не считаются безработными, я уже писала). Тут ссылка на офиц. источник, но что именно посчитано тут, я не разбиралась, мне не важно.