Вот мы и вернулись из нашего двухнедельного путешествия по Франции. За это время мы успели побывать в десятке городов, получить более-менее цельное и разностороннее представление о стране, проникнуть её духом, характером и атмосферой и, наверное, даже немного её полюбить. Заодно познали немало тонкостей самостоятельного путешествия по Европе, покатались на множестве видов общественного транспорта и даже забастовку французских железнодорожников смогли прочувствовать на себе.
Наш маршрут получился примерно таким:
Необъятный Париж с его растиражированными и малоизвестными достопримечательностями, чёрными кварталами и столиками кафе на узких тротуарах; провинциальный Орлеан с его Жанной, уютный и насквозь гастрономический Дижон с его горчицей и бургундским, дождливый питероподобный Лион с античными развалинами, жаркий грязный Марсель с замком Иф в придачу, скучный ветреный приморский Баркарес с обилием старинных развалин по всей округе, быдлотуристический каркассонский замок, краснокирпичная Тулуза с магазинами фиалковых специалитетов и фуа гра, старинный, просто замечательный, насквозь винный Бордо. Если не рассматривать Париж (ибо он сам по себе есть целое государство), то больше всего понравились Дижон, Марсель и Бордо - каждый, конечно, по-своему. Между городами передвигались на поездах:
Вообще, если уж быть откровенной, я никогда не испытывала огромного желания посетить именно Францию - пожалуй, она не входила даже в первую десятку стран, вызывавших у меня острейший интерес. Но сумма обстоятельств сложилась в пользу этой поездки, так что всё решилось как будто бы даже помимо моей воли. Чему я сейчас только рада, конечно же. Как бы то ни было, ещё месяц назад мои представления о Франции сводились к набору широко распространённых штампов. Их проверкой на соответствие действительности мы, во многом, и занимались все эти две недели. Причём стоит отметить, что многие из них, в том числе и весьма привлекательные, оказались совершенно справедливыми.
В частности, мы с удовольствием отметили, что гастрономическая слава Франции вполне обоснованна. О французской еде и особенно выпечке и десертах у меня определённо будет отдельный пост: это был рай как он есть. Полугодовую норму потребления хлебобулочных изделий за эти две недели мы определённо перевыполнили, и готовы были перевыполнять ещё и ещё. И даже называть всё это волшебство советским штампом «хлебобулочный» язык не поворачивается. У нас отдалённо похожую красоту можно встретить разве что в каком-нибудь «Хлебе насущном» (или каких других ещё более понтовых заведениях) - с несопоставимо скудным ассортиментом и по неоправданно высокой цене, ибо круто, с претензией и «почти как у них». Хотя, конечно, всё равно совсем не как у них, отчего только обиднее. Ну да ладно, подробнее об этом - как-нибудь отдельно.
К слову, ещё мы ели, например, свежевыловленных устриц по цене €3,80 за килограмм (и это ещё был не самый дешёвый вариант). В общем, проникались французским духом, как могли.
Французы действительно в чём-то похожи на русских. Не по уровню культуры, конечно, но по характеру - да. Те ещё раздолбаи в большинстве своём :) Наиболее характерных случая у нас было три. Во-первых, в первый же день в Париже Тима случайно заперли в чужой квартире, куда мы заскочили буквально на десять минут, - хорошо ещё, что вовремя спохватились. Во-вторых, наш поезд Париж-Дижон попросту отменили из-за того, что «машиниста забыли позвать». Тот и не явился, а время было ранее, и другого ему на замену не нашлось. В-третьих - наиболее приятный момент: в Марселе из-за чьей-то там ошибки вместо самого бюджетного гостиничного номера где-то чёрт-те где мы жили в шикарных апартаментах в историческом центре города, причём за в полтора раза меньшие деньги и с завтраком. Одним словом, сочетание некоторого французского разгильдяйства с общей цивилизованностью было нам порой только на руку :)
Вообще, я очень довольна этой поездкой именно с культурологическо-познавательной точки зрения. Когда своими глазами видишь какие-то живые примеры тому, что раньше было лишь абстрактными понятиями из учебников истории, начинаешь гораздо глубже проникать в суть вещей. Так, пожалуй, наибольшее количество иллюстраций за время этой поездки получила Великая французская революция, и в особенности всё то, что за ней последовало, то есть всевозможные якобинские зверства. Довольно быстро стало понятно, что Великая французская - это один в один наша Великая октябрьская, с той лишь разницей, что по сравнению с якобинцами большевики были удивительно милыми, порядочными и тактичными людьми: церкви, конечно, взрывали и вообще веселились всячески, но хотя бы до повсеместного тотального осквернения могил дело не дошло. Во Франции же мы постоянно читали то там то тут описания вроде: «Здесь покоился прах такого-то... до 1792 года». В Дижоне прах всех герцогов Бургундских, прежде хоронившихся в собственной усыпальнице, цивилизованно и, само собой, по отдельности, ныне хранится в главном городском соборе вперемешку в одной общей чаше, так как после того, как на могилах порезвились якобинцы, разобрать где чьё уже не представлялось возможным. И подобное - на каждом шагу. В общем, очень познавательно.
Тем не менее французам, конечно, очень повезло, что их революция приключилась на сто с лишним лет раньше нашей и, главное, её последователям не дали как следует развернуться: уже Наполеон навёл в мозгах относительный порядок, а дальше было только лучше. А вот мы имеем то, что имеем. Но это тема для отдельного разговора. Вообще, конечно, эта поездка породила немало грустных мыслей в том числе и о нашем с вами житье-бытье. Возможно, именно Франция является для этого наиболее благодатным местом. Французы - народ с традицией, которая чувствуется во всём. В них - в глобальном смысле - живёт желание не разрушать, а продолжать и приумножать, несмотря на какие бы то ни было сиюминутные передряги. Они знают, как должно быть, в то время как мы чаще всего отталкиваемся от того, как быть не должно, а вот с созидательным зачастую попадаем впросак. В общем, пищи для размышлений у меня на ближайшее время в избытке, ну да хватит о грустном.
Скажу ещё пару слов о дороге, чтобы в дальнейшем не возвращаться к этому вопросу. Добирались мы довольно извращённо, зато предельно экономично. Билеты на самолёт купили задолго до, причём вместо прямой дороги из Москвы нам был уготован рейс Вильнюс-Париж латвийской авиакомпании AirBaltic. Билеты у них попадаются просто нереально копеечные - на то и купились.
До Минска доехали привычным плацкартом, потусили там денёк, а наутро нас добросили до вильнюсского аэропорта на машине, благо езды там часа три. Обратно - то же самое, только в противоположном порядке.
Из Минска выезжали в 4.30 - с некоторым запасом на тот случай, если придётся зависнуть на границе.
Но доехали быстрее, чем рассчитывали. Граница при отсутствии очереди проходится моментально, пограничники не цепляются и ничем, кроме документов, особо не интересуются.
Вильнюсский аэропорт небольшой, - по крайней мере, показался таковым за два посещения. Особенно по сравненью с «Шарлем де Голлем», ха-ха.
Внутри всё уютно, чётко и понятно. И самолёт висит.
AirBaltic также произвела приятное впечатление. Тоже всё чётко и без нареканий. Улетели-прилетели оба раза вовремя, стюардессы приятные и улыбчивые, посадка была мягкая, насколько это возможно. Кормят за дополнительные деньги, но вполне неплохо. В общем, в следующий раз при наличии подходящих рейсов с удовольствием обратимся к их услугам. Вот так мы и летели:
А о том, как прилетели и что после этого было, надеюсь рассказать в своих следующих постах. Вот только пока сомневаюсь, в каком порядке это лучше делать, а то есть подозрение, что если сходу примусь за Париж, то на всё остальное уже никаких сил не останется :)
Оглавление французских записок:
Франция: несколько слов в общем и целом
Париж: первые впечатления Прогулки по Парижу Кондитерские Франции Париж: топ-3 туристических мест Париж: продолжение знакомства Париж и секс Кладбище Пер-Лашез Люксембургский сад