Взгляд с другой стороны: обращение одного из организаторов фонда «Душа Украины» к рижанам и не только…
Вступление
Решила написать эту статью, потому что обида и чувство несправедливости переполняет меня изнутри. По сути дела, я очень хотела бы, чтобы читающие наши мытарства люди поняли, что практически всегда существует иная, нежели им кажется на первый взгляд, точка зрения. Те же, кто оставляет «грязные» комментарии, с оскорблениями и проклятиями в адрес кого бы то ни было, в моем понятии вообще не могут называться людьми. Мое обращение, безусловно, не для них, а для людей думающих, умеющих анализировать текущие события.
Почти два года назад началась история Майдана. Неожиданно для всех… Это привело к ряду действий, в результате которых мир раскололся на две части.
Те, кто поддерживают идеалы Евромайдана, называя его «революцией достоинства», тем самым выражает свои права быть свободным человеком и жить в цивилизованном европейском обществе. Где каждый может и способен что-то решать, оказывая влияние на многое, в том числе на улучшение качества жизни в своей стране. И другие... Кто воспитывался иными нравственными нормами, чьи корни» в нашем советском прошлом… в котором вместо иконы в «святом углу» висел портрет Ленина - одного из самых кровожадных организаторов и идеологов «красного террора». В котором принципы построения державы и управления людьми строились по системе «винтиков в отлично налаженном механизме», в котором проявление желаний и прав людей подменялись идеалистическими ценностями коллективизма и коммунизма. Эти люди считают, что Майдан был всего лишь «государственным переворотом, совершенным экстремистскими группировками». Но каждый выбирает идеи «по себе», близкие ему, с которыми легче оправдывать любые творящиеся в мире деяния. Никто не доказывает, что Евромайдан - нечто хорошее. Революция не бывает хорошей. Однако это - кусочек нашей истории, не стоящей на месте и развивающейся, благодаря чему общество становится более современным и прогрессивным.
Предыстория
Сергей Мельников родился в Ленинграде. Был почти таким же, как и остальные. За исключением того, что не желал мириться с происходившей вокруг него несправедливостью. Например, тем, что войска его страны вторглись в Афганистан, решив в очередной раз навести свои «порядки» и там. Затронув эту тему, не могу не привести меткого высказывания блогера ЖЖ «Горький лук»
gorky-look: «Напомню, что СССР не воевал с Афганистаном, он воевал в Афганистане - а это большая разница. Не было ни объявления войны, ни мирного договора по ее окончании… В Афганистане советские войска осуществляли карательные акции против населения по просьбе марионеточного правительства, самим же СССР поставленного… Кстати, если кто из детей не знает - от Афганистана можно было отказаться. Максимум выгнали бы из комсомола или не приняли в институт, но это не отказ от аппендэктомии без наркоза, где альтернатива - перитонит и смерть…»
Так вот Сережа Мельников не посчитался возможным держать при себе свое несогласие с политикой государства… вследствие чего оказался в тюрьме, как политзаключённый, к слову сказать, ожидающий приведение в исполнение смертного приговора. Статьи в его приговоре звучали, как «попытка измене Родине» и прочие попытки. То есть смертная казнь, конечно - лучший способ наказания за попытки… Но обернулись они Сереже настоящими пытками, когда, к примеру, на него и других заключе нных, обвязанных колючей проволокой, спускали собак…Сергею удалось все же вырваться из этого «ада», причем выпустили его сразу же, после скандала аж в ООН! В постановлении Верховного Совета СССР было лаконично написано: «освободить немедленно, считать невиновным…» Однако тюрьма и все, что с ней было связано, изменила навсегда в сознании советского человека представления о «красной чуме», и он пообещал себе, что приложит все силы, чтобы и другие люди смогли понять суть того, что творится в этой стране. Другого ареста Сергей не стал ждать, бежав с женой и грудным ребенком через Монголию в Китай, а после - в США, где получил гражданство по распоряжению Президента Рональда Рейгана.
Создание выставки
Неудивительно, что Сергей Мельникофф (ныне его фамилия звучит так) оказался на Киевском Майдане осенью 2013-года. Идеи этого протеста были дюже близки свободолюбивому американцу украинского происхождения, нетерпящему неправедность и ущемление человеческих прав, ставшему к этому времени известным фотохудожником. До этого снимавший в 153 странах живописные пейзажи, в основном высокогорные, сверхчеткой уникальной оптикой на панорамную слайдовую пленку, Мэтр фотоискусства впервые в жизни стал репортажным фотографом. МFF видел эпизоды революции через объектив камеры практически ежедневно, общался людьми, даже стоял на баррикадах и участвовал в столкновениях с «Беркутом», проникнувшись атмосферой Майдана. Итогом длительной, сложной работы было появление 11 000 кадров, лучшие из которых отобрались на выставку и одноименный альбом «Люди Майдана». В альбом вошло около 1000 фотографий исторического события. А экспозиция выставки содержит 102 широкоформатных изображения, отражающих эмоции и чувства людей, стоящих на митинге, строящих баррикады, отражающих штурм «Беркута»… Под каждым снимком приведены слова, исходящие из уст очевидцев Революции Достоинства.
Мы, авторы фотопоказа, при отборе фото и текстов руководствовались принципом: показать беспристрастно события и лица людей, их переживания и впечатления. Особо жестокие, кровавые снимки и тексты намеренно исключались. Поэтому никто не вправе заявлять, что выставка имела провокационный характер. Организаторы хотели представить людям историю и побудить задуматься над происходящим в мире…
«Встреча» в Риге
Первым городом в турне передвижки «Люди Майдана» оказалась прибалтийская Рига. Столица европейского государства, цивилизованное общество - самонадеянно полагали устроители передвижки. МИД страны помог нам с логистикой фотовыставки из Киева, а в Риге у нас были знакомые друзья-партнеры, основатели «Фонда возрождения Латвии», взявшие на себя весь труд по организации экспозиции. В первый день показа, буквально во время его монтажа, на установленный единственный стенд было совершено нападение, существенно повредившее фотокартины. Спустя пару дней, на передвижку покушались еще несколько раз. Причем одно посягательство происходило с участием Станислава Буйкана (член «ГВД «Балтия», организовавший в недавнем времени сбор пожертвований в поддержку террористических группировок на Украине), который умудрился запрыгнуть на упавшие от такого варварского обращения экспонаты.
Вел себя молодой человек с колорадской ленточкой на груди, крайне агрессивно, угрожая ударить устроителей «в глаз, выбить зубы», скандируя фашистские лозунги. Отмечу, что в прессе инцидент освящался адвокатом провокатора таким образом: «…не намеренно испортил экспозицию. Якобы Букайн хотел сфотографироваться на фоне выставки, когда она рухнула. Так получилось, что экспозиция обрушилась, а он был задержан. Очевидно, она была нестабильной».
На этом злоключения «Людей Майдана» не закончились… После еще нескольких нападений, в ночь с 11 на 12 октября выставка была разрушена полностью, почти все экспонаты потеряли экспозиционный вид. Не успели мы доехать к месту происшествия, как услышали по авторадио обычные в эти дни «поливания грязью» в адрес автора фотографий и концовку вестей: «…тем не менее, планировавшая продлиться до 25 октября, выставка была преждевременно демонтирована». Знаете ли, я, такая наивная, выросшая под «тепличным колпаком, до тех пор даже не подозревала, как оказывается, могут фабриковаться новости. Всего за одну неделю мои идеалистические представления о журналистах и прессе обросли махровым покровом лжи, лицемерия и извращения фактов. Не ожидала, что возможна подобная безнравственность в журналистике… Например, подходит к организаторам во время сборки конструкции неприглядной наружности человек и начинает непринужденную болтовню: «А что и как тут у вас?» Задает провокационные вопросы про «вагоны для скота», между тем пряча в кармане диктофончик…
Скажите, пожалуйста, господа, порицающие агрессивного русофоба Мельникова, Вы всегда отдаете себе отчет в своих словах, всем говорите исключительно приятные вещи и комплименты?... Однако что-то сказанное Вами в личной беседы может распространиться по всему рунету со скоростью звука, придав этому мнению соответствующий нужный шпионскому репортеру оттенок? Так никому же нет дела до того, что при этом чувствует человек, и что такие методы выуживания «материала» не соответствуют никаким моральным нормам. Главное им ведь сварганить сенсацию и «сорвать свой куш». Впрочем никому невдомек, что ненавистный пророссийской пропаганде Сережа Мельникофф, где бы ни появлялся, хочет всей душой, чтобы люди жили по-человечески и не испытывали страха перед своим светлым будущем, как было и есть везде, где остался дух «совка». Только выражает это своеобразно. Однако у него имеются на то свои веские причины…
Но вернемся к выставке. Мне непонятен простой, но очевидный вопрос: «Почему из многосотенных репортажей об экспозиции ни один человек не написал пару слов непосредственно о самой экспозиции и фотографиях, выполненных рукой признанного мастера, имеющего за свой талант государственные награды?!» Фактически ругали выставку на разный лад, но большинство корреспондентов даже не видели ее в глаза. Кстати, писали вначале: фотографии Мэтра - не искусство. А потом вдруг поняли, что они - хороши, и придумали новую пакость: фото вообще не Мельникова, а им украденные. И быстренько «склепали» новую «утку», явно состряпав «гибрид» якобы скриншота с информационного портала нашего фонда с чужим снимком, взяв в свидетели «злодеяния» фотографа Ефрема Лукацкого. Замечу, что «потерпевший» так «вошел в роль», что на своей страничке Facebook и в СМИ заявил: еще несколько выставочных фотографий MFF - тоже его. В личной переписке, я ему объяснила: каким образом его фото «попало» якобы на сайт фонда, и попросила его сделать публичное опровержение подлога. Ефрем отказался, ответив: «напишите под моим постом, что меня обманули и с помощью графического редактора вставили мое фото… что это делают (назовите имена) такие журналисты». Тем не менее, продолжал в ФБ «гнуть ту же линию». Видимо, людям нравится считать, что его фото - ворованные или «строить из себя пострадавшего». Хотя вполне может быть, что г-н Лукацкий - сознательный пособник «русского мира». В любом случае истина одна: его снимок не использовался нами, как и ничей другой. У Мэтра их столько, что впору самому делиться, если надо… Но это в сущности не важно. Вы же приняли позицию, что Мельникофф - плохой и необходимо его «поносить» во чтобы то ни стало. Стань он хоть Иисусом Христом, Вы бы стали кидать в него камни, говоря, что это дьявол в обличии Бога. Мы ведь любим раздувать скандалы и придумывать достойных осуждения персонажей. Иначе, наверное, нам стало бы скучно жить… Только, ежели вам нужен отрицательный герой, то возьмите лучше достаточно известных жителей вашего же прекрасного города. Вы не заметили, кто более всего создал шумиху вокруг персоны Сергея Мельникова и выискивал всю подноготную его биографии? «Выпотрошил наизнанку» бюджет нашего фонда, акцентируя на том, что к марту 2015 года (в момент регистрации нынешнего статуса - то есть до этого дня ни бюджета, ни фонда не существовало!) не было движений на счету. Как могут быть движения на счету несуществующей к тому моменту организации?.. Пытался искать какие-то странные факты взаимоотношений МFF с банками, что никоим образом не может иметь отношения к экспозиции. А потом именно этот журналист стал выискивать на наших сайтах чужие фотографии, представив обманный монтаж скриншота.
Итак, встречайте: Mike Collier! Главный редактор англоязычной версии портала lsm.lv, и как недавно выяснилось, оказавшийся одновременно Модестом Колеровым: российским политтехнологом. Сей господин знаменит, как один из наиболее одиозных пропагандистов кремлевских интересов в странах Балтийского региона, бывший советник президента России и… (!) персона нон-грата в Балтии и Грузии. Живя в вашей замечательной стране, работая «на пару» с мэром Риги, выгодно используя СМИ, они вас, уже «тепленьких», готовили к возможному вторжению русских войск на территорию Латвии. По крайней мере та информация, что дошла до меня, убедила в умозаключении: вы уже в существенной своей массе- «готовенькие», и что Рига - точно не Киев…
«Дух Майдана»
Приятно порадовали сердечные женщины, приносящие на выставку еду собственного приготовления, созидая тем самым «дух Майдана». Чего только не было в их больших сумках: вареники с различными начинками, соления, варения… Это женщины-украинки и латышки, чья родня погибла от рук Красной Армии во время репрессий.
Согревали теплые слова благодарности, заинтересованные восторженные лица молодежи и людей солидного возраста, придавая нам уверенности в том, что мы не зря приехали, сделав такой грандиозный проект.
Нас это вдохновляло, когда проходили злобные старушки, шипящие: «Укропы! Бандеровцы! Вон с нашей земли!» И когда подбегала агрессивно-настроенная шпана, пытавшаяся причинить вред нашему творению.
Очень помогли нам моральной, а также деловой поддержкой посол Украины в Латвии Евгений Перебийнис и Татьяна Лазда - член конгресса украинцев.
Разгром выставки
Добавлю пару слов о разгроме «Людей Мадана». Сводка новостей «кишела» информацией: «устроители сами виноваты в том, что произошло, если бы хоть один человек дежурил на экспозиции - он бы вызвал полицию». В ответ на это заявление у нас имеется два аргумента. Первый: СМИ сообщали, что «полиция патрулировала выставку каждые 2 минуты». Между тем заметил погром не патруль, а прохожий, вызвавший по телефону стражей порядка. Извините за любопытство: огромное количество экспонатов, растянувшихся на добрые сто метров по аллее, могло быть повреждено в считанные минуты?.. И второй: Вряд кому известно, что организатору показа с латвийской стороны и на электронный адрес фонда приходили смс с угрозами физической расправы. Кто из вас, советовавший сторожить передвижку ночью, отважился бы после этого поприсутствовать в качестве охранника?! А если бы, не дай Бог, случилось непоправимое - уверена, большая часть русскоговорящих рижан прошипела: «Так ему и надо!» Делаю такие печальные выводы из наводнивших рунет комментариев, похожих друг на друга, как «две капли воды»:
«Рижане молодцы - отстояли свое человеческое достоинство!!! Закономерно, что и Дума поступила по совести! А прихвостни пусть теперь оправдываются как хотят! Главное, что этой мерзости не будет В НАШЕМ ГОРОДЕ!!!»
«К сожалению, эту неделю был в отъезде, и не мог ничем помочь тем настоящим русским парням, которые снесли эту майданную нечисть, спасибо им огромное! В Риге не место правосекам и прочей майданутой швали!»
«Не разгромили, а убрали мусор с улиц Риги»
NO COMMENTS.
Провокация?
Русскоязычная латышская пресса была заполнена репортажами о том, что выставка «Люди Майдана» - провокационна. Многократно приводили в аргументы изречение Сергея Мельникофф шпионскому корреспонденту (причем в интернете даже слышала возмущенные высказывания о том, что якобы фотограф собирается реально воплотить свои слова в действия ), поставленный вначале показа флаг «УПА» (мало кому известна история этого старинного украинского флага, означающего «Честь и Достоинство»). Даже сама идея Революции Достоинства воспринимается русской прессой, как крайне негативная и провокационная. Мне это совершенно непонятно. Если человек чего-то боится - ему будет казаться провокацией любое, отличное от него мнение. Я заметила боязливо опущенные взгляды многих торопливо удаляющихся от экспозиции жителей вашей столицы…
А вот информация в статьях, недопустимо порочащая имя автора экспозиции, комментарии к ним и подобные заголовки: «Скандальная выставка перебралась в Елгаву. Будет ли погром?» - бесспорная провокация!
Но передвижная экспозиция в Елгаве приобрела совсем иной имидж и контекст. Другие люди - другое мировосприятие!
Заключение. Резюмируя сказанное, хочется обратиться к жителям Риги, «раздираемым» на два конфронтационных лагеря. В действительности проблема-то не в выставке и не в Мэтре, а вас самих, дорогие рижане! Появление экспозиции в вашем городе послужило катализатором, проявив, что вы тут живете, вашими же словами, как «пауки в банке». «Люди Майдана» уедут дальше людям «глаза открывать». А вы здесь останетесь - со своими нерешенными «совковскими» проблемами. Вам же и решать: как с ними жить дальше...
25.10.2015
Публикация статьи в латышской прессе:
здесь Некоторые фотографии выставки можно посмотреть:
вот тут