Возвращаясь к теме

Nov 13, 2015 07:42

Оригинал взят у kbeloz в Возвращаясь к теме
Писал на днях о катастрофах Ту-16. Упомнил там о кошмаре сентября 1976 на Северном Флоте - "звёздном вылете", как сказал tambovwolf:

06.09.76 Ту-16К К-н Успенский А. Хариусный 5 При заходе группой на полевой аэродром ночью из-за усложнившейся метеообстановки и ошибок РП один из экипажей потерял ориентировку, и после полной выработки топлива самолет упал в Белое море. Экипаж по приказу с земли катапультировался, в живых остался лишь ВШК Смагин В. Через несколько лет на берег выбросило останки КК, в шлемофоне, спасательном жилете, опутанного обрывками парашюта. ПКК Добронравова Е. и прапорщика Воронцова так и не нашли. ШК обнаружили застрелившимся в надувной лодке, а стрелка - в море, он погиб от переохлаждения.

По его же наводке нашел воспоминания генерал-лейтенанта запаса В.Н. Сокерина, бывшего замкомандира по летной отцовского 987 мрап. Сокерин подробнее описывает эту трагедию:

Из - за бездарного руководства полётами на аэродроме Хариусный полковником Шатовым, фактически, был погублен экипаж капитана Успенского. При приёме ночью на аэродром, после вылета составом полка на полный радиус, самолётов Ту -16 987-го мрап, Шатов безголово, не распустив полк на подходе, собрал все самолёты над аэродромом, в результате чего запутался в этажерке из почти тридцати машин, кружащих “над точкой”, не зная, - кто и где находится и кем управлять, в результате чего экипаж Успенского, после полной выработки топлива, потеряв ориентировку и находясь над Кандалакшским заливом, вынужден был катапультироваться.

Три экипажа, видя полную неспособность Шатова руководить их заходом на посадку, самовольно ушли на аэродром взлёта - Североморск-3, где из - за полной выработки топлива на посадочном курсе и остановки двигателей, экипаж майора Рыбина произвёл вынужденную посадку с боковой ракетой под крылом в 2,5 километрах от аэродрома, между дальним и ближним приводами, на замёрзшее болотце и чудом остался жив.

Из шести катапультировавшихся членов экипажа Успенского из зимнего штормового моря живым сумел добраться до берега только ст. лейтенант Валентин Васильевич Смагин. Угробив два самолёта и пять человек, имевший очень влиятельных родственников в столице, Шатов, вместо того, чтобы пойти под суд, был тихо переведён зам.начальником штаба в ВВС ЧФ, после чего я его не видел.

Прибыв в 1993 году в Москву на очередное заседание Координационного Совета Офицерских Собраний ВС РФ, в фойе гостиницы ЦДСА, я, (уже полковник) столкнулся с пьяненьким, (всё ещё полковником) Шатовым, который бросился обниматься и пригласил “посидеть” в ресторане. Испытывая чувство некой брезгливости от его объятий, я, довольно резко, отказался и ушёл с неприятным осадком на душе от этой случайной, через 15 лет, встречи.

Да, добавлю от себя - "экипаж майора Рыбина" - это машина из эскадрильи отца, б/н 05, "2,5 километра от аэродрома, между дальним и ближним приводами" - это ровно напротив гарнизона. Пацанами после уроков бегали смотреть на неловко распластанную в замерзшем болоте огромную серебристую машину и снующих вокруг нее, как муравьи, людей в черном.

Разные мысли в голову приходят. Одно - Хейли с "Аэропортом" отдыхает, только представьте себе накал событий той ночи - "Три экипажа [...] самовольно ушли на аэродром взлёта"; "экипаж майора Рыбина произвёл вынужденную посадку с боковой ракетой под крылом" - "боковая ракета" - это дура размером с половину Су-27, предназначенная для поражения авианосца; штурман Успенского, решивший, что он виноват и вынесший сам себе приговор...
Другое - вы говорите, Калоев, Калоев... У нас такие авиадиспетчеры (а РП - во многом тот же диспетчер) полковниками становятся, и мера их порицания - не нож под ребра, а отказ совместно выпить...

Грустно.

авиация, Север

Previous post Next post
Up