С.М. Прокудин-Горский. Монахи за работой. Посадка картофеля.(Гефсиманский скит). 1910 г.
Картошку все мы уважаем
Наткнулась недавно в инете
на сайт фотографический очень интересный и там вот на эту фотографию(кстати, кликабельно, а на сайте можно ещё увеличить).
Этот скит находится недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
Спустя 83( в 1993годе) года я там с монахами тоже картошку сажала.
Выглядело абсолютно так же.
Как меня туда занесло?
Был тогда у меня девчачий полностью класс, гумунитарный, и вела какой-то непонятный спецкурс-спецсеминар(для заработка) одна филологиня, параллельно работавшая в Институте русского языка АН РФ и живущая в Подольске. Она занималась этимологией р.яз(Словарь они составляли) 12-17 веков.
Ну и по работе общалась с Библиотекой Лавры и с её директором. А в Церкви дисциплина - как в армии. Работаешь - куда пошлют. И Заведующего Лаврской библиотеки , о.Феофилакта, послали поднимать монастырское хозяйство, назначили игуменом скита восстанавливаемого.
Хочешь-не хочешь, иди от учёной работы и становись хозяйственником.
Вот мы к нему и ездили.
Сначала зимой пару раз, а потом летом, картошку сажали.
Черниговский скит
Этот скит Гефсиманский устроили в лесу(там леса до сих пор вокруг).В середине 19 века.
А потом рядом в земле(в пещерах) сделали церковь Черниговскую(по имени иконы Черниговской Божией матери). И всё это стало называть довольно интересно:
Пещерное отделение Гефсиманского скита.
Затем над пещерами построили сверху церковь с колокольней.
Вот на снимке, современном, эта самая колокольня.
В результате - Гефсиманский скит разрушили,а Пещерное отделение осталось.
Там и работал на хозяйстве бывший главный библиотекарь Лавры, о.Феофилакт.
При советской власти на территории Пещерного отделения была колония или приют для хулиганов. Но когда мы там бывали, уже Черниговский скит вернули Церкви.
Лития
Первый раз приехали зимой снежной и попали на литию(это служба на улице), её о.Феофилакт проводил на могилах В.В.Розанова и К.Леонтьева, которые похоронены на кладбище при церкви скита. Могилы были засыпаны, но их "обрели" - нашли и откопали.
Было очень красиво:белый чистый снег и чёрные одеяния монахов. Все крестились,а я (некрещёная) - нет. Маша(десятилетняя тогда) подходит и шёпотом негодующе: "Крестись, ты чего не крестишься?!" Я от неё в сторону, она снова подходит и возмущается моим нецерковным поведением. И смех и грех.
Маша тогда вела подробный дневник своей жизни. Рассказывая о поездке в Лавру, она всех монахов называла игуменами.
На обратном пути, чтоб не опоздать не электричку, пришлось идти через территорию разрушенного Гефсиманского скита(там тогда была военная часть). И вот забавно:впереди идёт солдат, нас сопровождающий, а сзади сопровождающий монах. И мы в середине цепочкой по снегам ползём.
Связь веков
А в начале лета приехали в Черниговский скит поработать - называется "послушание".
Разгребали всякий хлам, а потом нас послали картошку сажать с монахами.
К тому времени(середина июня) картошку-то вообще положено было давно посадить.
Я всё над монахами подсмеивалась, что урожай у них будет к Новому году.
А к тому ж в процессе работы выяснилось, что картошка уже была посажена раньше, но по полю почему-то проехал трактор и всё развалил. Вот мы разваленное выискивали и снова сажали.
- Ну вы разгильдяи,-говорю я им, надо на вас о.Феофилакту пожаловаться.
-Ой, не надо, он будет очень сердит,- испугались молодые монахи и послушники.
Конечно, никому я не собиралась жаловаться.
Рядом со мной работал довольно начитанный послушник, ровесник моего сына. Вёл беседы о Бродском и искренне агитировал меня креститься.
Девчонки (им по 15 лет было) веселились с монахами. Всем было, по-моему, хорошо.
Теперь уж многие мамашки. В Лавре я с тех пор не была.