Как услышать голос друга?

Jun 03, 2015 12:36



«Голос друга». Вот не оставляет меня эта тема! В книжке французского философа XX-го века Франсуа Федье тема дружбы рассматривается неожиданным образом. С точки зрения, например, Пасхи и того, что не мы обладаем Пасхой, а Пасха позволяет нам войти в нее. Так и с темой дружбы! Она позволяет нам войти в нее - или не позволяет. Что же нужно для этого «позволения»?


А нужно «бытие-вот-здесь», переводимое как присутствие. Если в дружбе мы призваны присутствовать, быть самими сбой, то это, по Федье, означает и состояние открытости в своем личном бытии, которое «вот-здесь». Означает - ни много, ни мало - носить в себе голос конкретного друга, или, если его нет, то дружбы вообще. Носить в себе этот «голос» есть пребывать в ожидании, в потенциальном ожидании встречи с другом.

Только так, в ожидании, общаясь с другими, я могу испытать в себе то уникальное бытие, без которого я - не я. Я могу прорываться к связи Божественной, связи уровня добровольной свободы, не похожей на принудительные отношения, которые бытуют в обществе.

Плод такой совершенной связи-свободы - нежность. Это не заурядная вещь! Дружба при этом становится обменом благодеяний. А самое главное благодеяние - это то, что в дружбе один без другого не способен «достичь себя самого».

В реальной дружбе мы говорим друг другу то, что уникально на земле. Мы серьезно говорим о значительном! Здесь я стала вспоминать примеры такой дружбы на земле. Помимо евангельских отношений Господа со Своими учениками, на ум пришла дружба Льюиса и Толкина. Все-таки XX-й век, близкий к нам. А кто еще? Неужели одиночество человека стало таким всеобъемлющим, что можно говорить только об оскудении этих примеров? Или истории, философии, культурологии и др. не до изучения этого феномена?

В своей книжке Федье говорит еще о двоичности человека. Видимо, имеется в виду человек внешний и тот «внутренний человек», которого мы носим в себе как образ и подобие Божие, данное нам в крещении. Но тогда быть самим собой - это значит проживать состояние возрастания в вере, когда от данности, данной нам в крещении, мы переходим к заданности - реализации своего призвания на земле. Состояние двоичности, по Федье, возможно только рядом с другом, оно рождается в тебе как новое, как то, в чем ты призван возрастать. У Преподобного Серафима Саровского есть об этом - о состоянии открытости и готовности ко всему. Человек не может в одиночку открывать в себе Божественное. Только с помощью друга.

PS. Особая благодарность поэту Ольге Александровне Седаковой за вступительную статью к книге Франсуа Федье. Без этого трудно было бы в ней разобраться.

дружба

Previous post Next post
Up