Достоевский ждет своего читателя)

Feb 05, 2014 21:03

Интересно, что говорит о Достоевском Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук. По ее словам, он "все больше и больше будет присутствовать в нашей жизни просто потому, что мы в этом нуждаемся". И еще важно не "проходить Достоевского так, как его слишком часто, к сожалению, проходят в школе", поскольку "его нельзя читать в некой ( Read more... )

Ф.М. Достоевский, позиция

Leave a comment

Comments 16

revoltp February 5 2014, 17:31:17 UTC
Я только о Мышкине. Тут ведь еще в чем отличие. В среде. По неверию их не совершал Иисус чудес в Вифлееме. У Мышкина тоже чудес не случилось в Петербурге. Никаких шансов на понимание ( ... )

Reply

tamarafavor February 5 2014, 17:59:04 UTC
С последним - супер. Соглашусь безоговорочно. И думаю, поэтому-то в евангелии от Иоанна говорится, что нет выше доблести, как если кто положит жизнь свою за друзей своих. Отношение к Христу выверяется отношением к Христовым. И даже не только к Христовым, а и к ситуации, где твоя жизнь против жизни ближнего. Мистическое пространство Церкви проверяется верой как сострадательным отношением друг к другу не на словах, а в поступках.

А насчет Мышкина. запомнилось, что "Христос ренановский - не Бог, а только человек". И Мышкин как идея, идущая от Ренана, "радикально отличается от жертвенности Христовой", поэтому и не может так жертвовать собой, как делает это Христос, не может "умереть вместо нас". Отсюда и его катастрофы.

Reply

revoltp February 5 2014, 18:13:15 UTC
Тут не только о сострадании. апостолы же идут за Христом вовсе не из сострадания. Они идут, потому что Он их чем-то привлекает. Им интересно с ним, радостно, они чем-то учатся (исцелять их не надо, они вроде бы не болеют). при этом их привязанность к нему перевешивает традиционные авторитеты и их собственные религиозные представления (как они могут их осознать).

Откуда мы знаем, может быть страдания Мышкина имеют благотворное мистическое последствия. Эпилог, как я уже писал - допускает такую возможность.
Мышкин, как и Евангельский Иисус - абсолютно не ренановские персонажи. Иисус у Ренана - "гений и герой". Оба эти слова не про них.
Ренана я читал очень давно, книга мне казалась настолько мимо цели, светский салонный образ. Потом уже я понял, что для своего времени и это было ко благу. То есть хоть так по-живому думали о Христе.

Reply

tamarafavor February 5 2014, 19:06:07 UTC
Апостолы - да, идут за ним не из-за сострадания к Нему. Зато Богочеловек Христос несет в себе такую власть любви, что этого и не надо) Они с радостью становятся Его учениками, что видно по тому, как каждый из них, кроме Иуды, прожил свою жизнь. А вот с Мышкиным не так. Он слишком книжный, хотя и имеет опыт сострадания к бедной поселянке. И в Христа он верит по-ренановски, как просто в хорошего человека. По-моему, так.
А насчет страданий Мышкина -соглашусь, они несут в себе мистическое, своими страданиями он как бы переводит на себя мировые силы зла.
Ренана я читала, но ничего из него не помню, а если и есть живое, то слишком душевное.

Reply


Leave a comment

Up