15 сентября, в воскресенье, состоялась встреча Благовещенского братства, приуроченная к сороковому дню после смерти отца Павла Адельгейма, члена Преображенского содружества (+5.08.13).
Отец Павел Адельгейм
Вначале мы обратились к его биографии, собранной Валерией Волковой по страницам Интернета (
http://archive.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=851&art_id=10175) и представленной с помощью фотографий.
О. Павел Адельгейм вместе с нововоцерковленными,
из Благовещенского братства, на Светлой седьмице
Перед нами прошла жизнь того, кто был верен Богу, Его святым и Церкви, каким бы гонениям ни подвергался, начиная с детства. Особенно впечатляли его поистине братские отношения со многими исповедниками веры, с которыми он общался в своей жизни. Это архиеп. Ермоген (Голубев), митр. Леонид (Поляков), архиеп. Гавриил (Огородников), архим. Борис (Холчев), инокиня Евгения Миллер и др.
Мученическая кончина отца Павла словно призывала нас вглядеться в свою жизнь, чтобы самому себе ответить на вопрос: как я живу и как исповедую Христа? После этого нашим размышлениям, казалось, не было конца. Татьяна Авилова подчеркнула уникальную особенность священника - его веру в человека, какими бы плохими ни были его поступки, а также - его умение любить грешника и во грехе его, не смешивая человека и содеянное им зло. Для такого человека отец Павел всегда находил извинение. А сам жил по принципу мирного и непримиримого противостояния злу. По словам Тамары Тябут, объясняет природу жизни отца Павла книга «Тайна святых» Петра Иванова. Ведь он «вполне сознательно» подчинил себя «руководству Духа Святого», участвуя в созидании труда братской любви, на которую так «немощна» наша церковь
[1]. И достиг многого, несмотря на свою физическую немощь. А в последние годы жизни говаривал: ничего, мы еще крепкие.
Марина Наумова вспомнила статью Виктора Яковлева, многолетнего друга отца Павла Адельгейма и бывшего старосты храма святых Жен Мироносиц, где говорилось, что христианство призывает к рождению свыше, а значит, и к жертвенному служению. Позвучало стихотворение исповедника веры Александра Солодовникова «Лен, голубой цветочек»
[2].
По слову священника Иоанна Привалова, оно целиком относится к отцу Павлу, как и слова: «Трепи, трепи меня, Боже!» Такое христианство не терпит глянца.
Марина Наумова
Ольга Черенкова представила книгу «Своими глазами», где автор, отец Павел анализирует документы истории церкви XX-го века и свидетельствует о пережитом как очевидец. Последнее трезвит! Особенно относительно веры в церковь, которая жива действенностью Святого Духа и верой в Его дары, на которые так богаты новомученики и исповедники. Ольга Хегай добавила, что в этой книге отец Павел говорил изнутри, из эпицентра происходящего, смотря глазами Христовой любви на того, кто гонит, и предлагая тому руку друга. Было зачитано письмо о. Павла, адресованное одному из таких гонителей. Неожиданно по-новому резанула его тревога за доносчика. Действительно, на Божьем Суде все прояснится, но не останется времени на исправление своего пути!
Ольга Черенкова
Для Ольги Хегай, ожидающей рождения третьего ребенка, были важны слова священника о семье как домашней церкви, исходящие из его опыта жизни с матушкой Верой Михайловной. В действительности в их совместной жизни все и всегда делалось по Божьей воле, а это признак семьи по духу, а не по плоти! Людмила Татусь вспомнила, как во время паломничества в Псков, в доме отца Павла, видны были моменты их совместной молитвы, которые убеждали: они оба и были «одной плотью»!
Прозвучали воспоминания и о личных встречах с отцом Павлом. Так, Анна Савик вспомнила, как в ответ на вопрос о том, что важно для сохранения веры, священник ответил, что важно сохранить свое достоинство и выстоять в той ситуации, в которой оказался. Слова из стихотворения о. Павла как раз и приоткрывают эту сторону его жизни и его страдания: «Ты не один. Ты нужен Богу»
[3]. Алексей Хегай рассказал, как к отцу Павлу, который гостил в их семье, все время приходило множество людей - настолько священник был открыт ко всем, в каком бы месте ни находился в это время.
Алексей Наумов
Подытоживая встречу, председатель Благовещенского братства Алексей Наумов сказал о пророческом измерении жизни протоиерея Павла Адельгейма, оставившего нам послание о судьбе Божьего Слова в мире, которое стучится к каждому человеку, борется за него, каким бы равнодушным или вражески настроенным не был этот человек… Может быть, поэтому в конце встречи «Вечная память» завершилась Пасхальным тропарем.
[1] Иванов Петр. Тайна святых : Введение в Апокалипсис. Том I и II. М. : 1993. С. 12-17.
[2] Лен, голубой цветочек,
Сколько муки тебе суждено.
Мнут тебя, трепят и мочат,
Из травинки творя полотно.
Все в тебе обрекли умиранью,
Только часть уцелеть должна,
Чтобы стать драгоценною тканью,
Что бела и тонка, и прочна.
Трепи, трепи меня, Боже!
Разминай, как зеленый лен.
Чтобы стал я судьбой своей тоже
В полотно из травы превращен.
[3] Мой юридический опыт
Мне кажется, что смысла нет
Стоять за правду там, где судят.
От них всегда один ответ:
«Живи, как власть велит, а нет -
Закон защитою не будет».
В суде не светит правды свет:
Чадит сосновая лучина,
Смешавши цели и причины.
И гаснет тлеющий маяк,
Сознанье погружая в мрак.
В бесплодных поисках дороги,
Споткнувшись, поломаешь ноги,
Вняв к удивленью своему,
Что ты не нужен никому.
Но не скорби, уйми тревогу:
Ты не один. Ты нужен Богу.
13 декабря 2008 г.