Оригинал взят у
kotbayun1965 в
Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме… В самые напряженные кризисные моменты 2015 и 2016 годов отечественные Центробанк в лице госпожи Набиуллиной и Минэкономразвития в лице господина Улюкаева излучали железный оптимизм и непоколебимое спокойствие в отношении перспектив российской экономики. Правда, эти оптимизм и спокойствие принимали подчас
довольно странные формы, но отрицать их наличие было бы неправильно. Однако, похоже, в мире что-то изменилось и оптимизм госпожи Набиуллиной в одночасье куда-то испарился…
Выступая перед журналистами в ходе встречи министров финансов и глав ЦБ стран «Большой двадцатки» (G-20) в Шанхае (КНР) всегда такая оптимистичная госпожа Набиуллина заявила, что Центральный Банк России впредь отказывается от разработки оптимистичного плана развития отечественной экономики...
Вот тебе и на! Приплыли значит!? Впрочем, в этом как раз ничего удивительного нет. По
прогнозу того же Центрального Банка, в 2016 году падение валового внутреннего продукта (ВВП) России, составит от 1% до 3%. При этом следует отметить, что Центробанк России ухудшил свой прогноз по ВВП. В своем предыдущем прогнозе от 11 декабря 2015 года ЦБ РФ указывал, что темпы спада ВВП в 2016 году составят от 0,5% до 1% - то есть прогноз ухудшен практически в три раза.
Темпы прироста отечественной экономики стабильно снижаются последние пять лет: с 4,5% в 2011 году до -3,7% в 2015 году. Основными причинами падения ВВП стало снижение цен на нефть, жесткая денежно-кредитная политика ЦБ и экономического блока Правительства, нестабильность курса рубля по отношению к доллару и евро, а также отсутствие ощутимой государственной поддержки реальному сектору экономики.
Правда, в ходе своего выступления в Шанхае руководитель Центробанка попыталась слегка подсластить предложенную нам горькую пилюлю, отметив, что, хотя сохраняются риски дальнейшего падения ВВП, темпы этого падения снижаются, а в IV квартале текущего года даже возможен рост.
Кого как, а меня подобные обороты речи не сильно утешают. Тем более, что на днях глава Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин в эфире канала «НТВ»
популярно объяснил, что для большинства граждан России будет означать предсказываемое госпожой Набиуллиной падение ВВП. А означать оно будет снижение реальной заработной платы в 2016 году на 3-4% и рост безработицы от 6% до 6,3%.
Осмысливая эти цифры, следует помнить, что в 2015 году реальная заработная плата в России уже упала на 9,5%, а реальные доходы населения сократились на 4%. В итоге число жителей России с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 3 миллиона, достигнув 19 миллионов человек. При этом реальные доходы населения снижаются уже не первый год. В 2014 году падение этого показателя равнялось 1%, при том что реальные зарплаты и пенсии, по официальным данным, в этот период выросли, хотя и незначительно (соответственно на 1,3% и 0,9%). До этого доходы населения непрерывно росли, начиная с 1999 года.
По прогнозам Министерства труда, заработная плата в России вернется к уровню 2014 года не ранее 2018 года. Главной причиной падения реальной зарплаты и доходов населения стал высокий уровень инфляции. В 2015 году инфляция в России составила 12,9%, а в 2014 году - 11,4%.
Принимая во внимание представленные выше цифры, не могу согласиться с оценкой господина министра, который назвал прогнозируемое на 2016 год падение реальной зарплаты не «столь драматичным». Конечно, может, для господина министра такое падение доходов не «столь драматично», но про большинство наших граждан так сказать нельзя.
Я
уже писал о ситуации, сложившейся в сфере кредитования, где в 2015 году наблюдалось 30-процентное увеличение числа просроченных розничных кредитов, из которых примерно 15% составляют так называемые займы до зарплаты. Увеличение объема микрокредитов «до зарплаты» свидетельствует о росте бедности среди населения. Доля населения, которая официальными органами статистики относится к числу бедных, к концу 2015 года превысила 14%. Для этих людей падение реальной зарплаты на 3-4% весьма чувствительно, и разделить оптимизм господина министра они едва ли смогут.