Степь отворилась

Aug 24, 2012 04:02

Но этот час уж недалёк:
Я отряхну мои печали,
Как мальчик вечером песок
Вытряхивает из сандалий.

Осип Мандельштам - здесь и «далее везде», вперемешку с Арсением Тарковским

Мы стоя спим в густой ночи
Под тёплой шапкою овечьей.
Обратно в крепь родник журчит
Цепочкой, пеночкой и речью...

О, Цезарь, Цезарь, слышишь ли блея́нье
Овечьих стад и смутных волн движенье?

Ну, поехали, помолясь и благословясь, по великому шёлковому: верблюды мои готовы... точнее, овцы: позвякивают бубенцами, потряхивают бурдюками... точнее, курдюками, я ещё застала эти живые мохнатые (пыльные и клочкастые) речные потоки, текущие по приазовским дорогам перед автомобилем или автобусом, трясущие хвостиками абсолютно независимо от прочего тела, и с тех пор мне понятно выражение что ты трясёшься, как овечий хвост? - это значит, что кто-то трясётся непроизвольной мелкой дрожью, ведущей автономно-«бессубъектно-объектную» жизнь...

Вперёд по шёлковому пути, строго по плану (о, как это на меня не похоже - следование строгому плану... но здесь иначе нельзя: идя по дороге, нельзя прыгать то в её начало, то в конец), намеченному уже почти год назад.

Вот его начало (и в каждом новом лоскутке пройденный участок пути будет отмечаться и будет всё более длинным):

«КОМПЛЕКС МОРЯ»
(Примпосад, Строгановка, Степановка Первая, Ботиево, Райновка, Тубал)

Все на берегу. Расталкивая воздух
Все на берегу. Бирюльки
Мене, текел, факел
Подсолнечные кларнеты

ПРИАЗОВЬЕ

Степь отворилась

Земля сама себя глотает
И, тычась в небо головой,
Провалы памяти латает
То человеком, то травой.

Трава - под конскою подковой,
Душа - в коробке костяной,
И только слово, только слово
В степи маячит под луной.

А степь лежит, как Ниневия,
И на курганах валуны
Спят, как цари сторожевые,
Опившись оловом луны.

Последним умирает слово.
Но небо движется, пока...

...Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал...

Пытаясь дать визуально-чувственное представление о моей степной и морской родине, я нашла в инете рекламный ролик какой-то особой овечьей породы (ныне возрождаемой), заменила в нём «оригинальную» (по обыкновению жуткую) музыку - да простят меня авторы этого ролика, на который я в целях соблюдения копирайта сослалась в своём - на Яндекс-видео, - и получился именно он, «овечий Рим»:

https://yadi.sk/d/ROsrayz6gGOnLw

Обиженно уходят на холмы,
Как Римом недовольные плебеи,
Старухи овцы - чёрные халдеи,
Исчадье ночи в капюшонах тьмы.

Их тысячи - передвигают все,
Как жёрдочки, мохнатые колени,
Трясутся и бегут в курчавой пене,
Как жеребья в огромном колесе.

Им нужен царь и чёрный Авентин,
Овечий Рим с его семью холмами,
Собачий лай, костёр под небесами
И горький дым жилища и овин.

На них кустарник двинулся стеной
И побежали воинов палатки,
Они идут в священном беспорядке.
Висит руно тяжёлою волной.

История заселения приазовского края насчитывает множество веков, но меня, конечно же, интересовали прежде всего две точки моего детского райского локуса: Приазовье и Нововасильевка.

Я уже писала немного об этом в « Вопросах языкознания», рассказывая о топонимах и о датах основания Приазовья (1860) и Нововасильевки (1823).

Кое-какие разрозненные сведения я и раньше находила в инете (например, здесь о Нововасильевке, здесь о Приазовье, здесь о Мелитополе и здесь - о Запорожской области), знала из рассказов бабушки Маруси о том, что наши предки пришли на таврийские земли около двухсот лет назад из Тамбовской губернии - в рамках переселения крестьян на свободные земли, не совсем добровольного, поскольку были связаны с религиозными - духоборческими - расхождениями взглядов), но поистине бесценный подарок сделал мне Володя Колодин, нашедший в библиотеке Нововасильевской школы, сканировавший и приславший мне ПДФки с вдвойне, втройне бесценной машинописной копии книги по истории Нововасильевки и Таврии в целом, написанной местным учителем (к сожалению, ныне покойным) Григорием Владимировичем Каниболоцким (низкий ему поклон за титанический и кропотливый труд) с помощью односельчан, имена которых он благодарно перечисляет в начале книги.

К сожалению, без наследников Григория Владимировича я не имею права выложить эти файлы в инет, однако процитировать кое-что важное я себе позволю (кто знает, когда ещё эта книга увидит - и увидит ли? - свет...).

(Даю текст в сокращении и частичном пересказе, ибо много и для читателя и для формата ЖЖ; более полный текст отрывка можно скачать здесь.)

«Глава первая. Приазовские степи с древнейших времён до 1783 года

Люди в Северном Приазовьи живут с незапамятных времён. 25 тысяч лет назад на берегах Азовского моря уже существовали стойбища неандертальцев. <...>
Археологическими раскопками подтверждено, что в период новокаменного века люди жили и в той части приазовских степей, где сейчас расположен посёлок городского типа Нововасильевка и другие ближайшие к нему сёла. В 1968 г. под руководством учителя Нововасильевской средней школы А. Л. Сокульского были раскопаны несколько древних курганов, расположенных в километре к югу от посёлка. Курганы оказались захоронениями первобытных людей, живших здесь в ІV-III тысячелетиях до н.э. и занимавшихся охотой и частично примитивным земледелием. <...>
В начале I тысячелетия до н.э. в степях Северного Причерноморья и Приазовья обитали кочевники-скотоводы киммерийцы. Это были самые древние жители нашего края, о которых известно не только из раскопок, но также из письменных источников. <...> В своё время при исследовании курганов в долине р. Молочной археологи выявили несколько поздних киммерийских захоронений. <...> В VII в. до н.э киммерийцев из Приазовских степей вытеснили племена скифов, которые в поисках хороших пастбищ для своих табунов коней и стад овец волна за волной двинулись из глубин Азии и заселили огромные пространства, к северу от Чёрного и Азовского морей. <...>
Нет смысла утомлять читателей подробным изложением истории всех народов, последовательно сменявших друг друга в Приазовских степях в те времена. Во-первых, это надолго отвлекло бы нас от рассмотрения конкретной истории Нововасильевки и ближайших к ней сёл. Во-вторых, история этих народов с возможной полнотой уже изложена в соответствующих книгах. Поэтому для общего представления ограничимся лишь кратким обзором дальнейшего чередования древних обитателей в Приазовских степях.
[А я лишь перечислю тех, кто в разное время жил на этих землях: сарматы, гунны, авары, тюркоязычные племена древних болгар (протоболгар), хазары; кочевые скотоводческие племена мадьяров, или венгров; печенеги, которые окончательно были разбиты под Киевом в 1036 г. воинами князя Ярослава Мудрого; торки (гузы, огузы), половцы (другое их название - кипчаки), монголо-татары (одна из татарских орд поселилась в Крыму и стала вести оседлый образ жизни, смешиваясь с местным населением. Так постепенно стал формироваться крымско-татарский народ)].
Приазовские степи и прилегающие к ним другие степные пространства в результате монголо-татарских завоеваний были буквально опустошены и обезлюдели. На многие годы за этой территорией закрепилось название «дикое поле». Половцы были частично истреблены завоевателями, частично ушли в другие места и смешались там с другими народами. Однако они не исчезли бесследно - после них на территории «Дикого поля», в том числе и в Приазовских степях, остались тысячи своеобразных скульптурных памятников. Это так называемые половецкие «каменные бабы» XI-ХII веков, скульптурные изображения людей (мужчин и женщин), высеченные из белого камня (известняка) высотой от полутора до трёх и более метров. Это не были надмогильные памятники, они были расположены на курганах и на других возвышенных местах степей и были видны издалека. Как правило, статуи стояли по две, а то и по пять-десять штук в одном месте.
<...> По сути, «каменные бабы» являются половецкими идолами, свидетельствующими о верованиях половцев, связанных с культом предков. <...> После нашествия монголо-татар, уничтоживших половцев как народ, изготовление «каменных баб» прекратилось, однако уже установленные статуи монголо-татары не уничтожили, возможно потому, что у них также был культ поклонения предкам.
Во время раскопок Нововасильевского кургана в 1968 году на самой вершине его, в земле, были обнаружены остатки ног статуи из белоснежного камня. Сама статуя очевидно была снята ещё до основания Нововасильевки, так как старожилы ничего не слышали о ней от своих предков. Обнаруженные остатки скульптуры позволяют утверждать, что это было настоящее произведение искусства. Даже обувь на ногах статуи, по форме напоминающая остроносые сыромятные постолы, была выполнена с поразительным мастерством и тщательностью.
Половецкие «каменные бабы» простояли в приазовских степях более 700 лет. Их не смогли уничтожить ни свирепые завоеватели-кочевники, ни действие природных сил. Их уничтожили цивилизованные земледельцы, пришедшие сюда в ХVIII-ХIХ веках. Осваивая степи и не понимая ценности исторических памятников, они (немцы, украинцы, русские, болгары и др.) стали распахивать курганы, а «каменных баб» в большом количестве уничтожали или, в лучшем случае, свозили в помещичьи усадьбы - для украшения парков, в крестьянские дворы - для практических нужд. Уничтожение шло настолько интенсивно, что учёные, обеспокоенные этим, сумели в конце ХIХ в. добиться от правительства распоряжения об охране памятников старины. Впрочем, к тому времени большая часть уцелевших «каменных баб» уже была собрана в музеях южных городов Украины.
В ХV в. в процессе распада Золотой Орды от неё откололось Крымское ханство, включившее в состав своих владений весь Крымский полуостров, обширные пространства степей к юго-востоку от Азовского моря и большую часть почти обезлюдевших степей северного Приазовья. <...>
На обширных пространствах к юго-востоку от Азовского моря вели кочевой образ жизни родственные крымским татарам по языку скотоводы - ногайцы. Название этого народа произошло от имени его первого хана Ногая. В ХVІ в. несколько ногайских орд пришли в северное Приазовье и стали кочевать там со своими отарами овец, а также табунами коней.
<...>
Политика России по отношению к Турции и Крымскому ханству была очень агрессивной. <...> Обычным поводом для начала военных действий была «защита» палестинских святынь и православного населения в Турецкой империи. Никаких попыток избежать кровопролития и решить проблему путём переговоров не предпринималось. Крымское ханство принимало участие в русско-турецких войнах на стороне Турции. В качестве передовых отрядов русской армии в этих войнах обычно использовались запорожские казаки.
В ходе одной из русско-турецких войн, начавшейся в 1768 г., русско-украинские войска заняли в 1770 г. всю территорию крымского ханства. В 1771 г. царское правительство переселило всех ногайцев из приазовских и причерноморских степей на Кубань. Оттуда многие из них перебрались в Турцию. Приазовские степи снова обезлюдели.
При подписании мира с Турцией в 1774 г. Крымское ханство было объявлено независимым и от Турции, и от России, но на его территории находились русские войска.
В 1783 г. по указу Екатерины II Крымское ханство было ликвидировано, а вся его территория, в т.ч. и Приазовские степи, была присоединена к Российской империи.
Все земли, завоёванные Россией в Северном Причерноморьи и Северном Приазовьи, получили общее название «Новороссия» и управлялись одним генерал-губернатором (или наместником) (через несколько лет Новороссия получила статус губернии).
Потомки бывших крымских ханов и другие крымско-татарские феодалы по указу императрицы были уравнены в правах с русскими дворянами. Летом 1783 г. в Бахчисарае наместник Новороссии Григорий Потёмкин принял от крымско-татарских феодалов присягу на верность России. Однако многие крымские феодалы к тому времени уже бежали в Турцию.

Глава вторая. Северная Таврия после присоединения её к России. Основание села Нововасильевка (1783-1823 гг.)

В 1784 г. территория бывшего Крымского ханства была выделена из Новороссии в отдельную Таврическую область. (В древности в южной части Крымского полуострова жил народ «тавры». По имени этого народа Катерина II повелела называть всю территорию бывшего Крымского ханства «Таврией» или «Тавридой». При этом Приазовские степи получили название «Северная Таврия».)
Все земли бывшего Крымского ханства были объявлены собственностью российской казны. Исключение составили только те земельные владения, на которые у владельцев были документы. В Северной Таврии таких землевладельцев с документами не оказалось. Так одним росчерком Российской императрицы крымско-татарский, ногайский и другие народы Крыма были лишены права собственности на землю, на которой жили и трудились веками.
В 1802 г. указом царя Александра I была образована Таврическая губерния, в состав которой вошёл весь крымский полуостров и Северная Таврия, т.е. Приазовские степи между нижним течением Днепра на западе и рекой Бердой на востоке, между рекой Конкой на севере и Азовским морем на юге (Днепровский и Мелитопольский уезды). Центром Таврической губернии был назначен город Симферополь. <...>
Территория Северной Таврии в то время представляла собой вековечную целину, покрытую густой и высокой травой. Медленно несли здесь свои воды в Азовское море небольшие, но полноводные реки Молочная (или Молочные Воды), Корсак, Берда и другие. В долинах рек встречались заросли диких кустарников и камышей, особенно красивы степи были весной благодаря множеству полевых цветов. Летом к ним добавлялись большие участки серебристого ковыля, волнами переливавшегося даже при слабом ветре.
В нетронутых плугом степях и в прибрежных зарослях водилось бесчисленное множество птиц (в т.ч. дикие утки, гуси, дрофы, стрепеты и другие) и зверей (в т.ч. волки, лисицы, зайцы и др.). Встречались даже дикие (или одичавшие) лошади. С одной стороны, это объяснялось прекрасными природными условиями местности, а с другой тем, что на дичь здесь веками никто не охотился - обычаи и верования ногайцев не допускали никакой охоты.
<...> В первые десятилетия после присоединения к России степи Северной Таврии были почти безлюдными. Депортация ногайцев на Кубань в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. привела к тому, что эти степи не давали российской казне никакой пользы. А ведь правительство Екатерины II, в том числе наместник Новороссии Г. А. Потёмкин, стремились показать Европе, что в присоединённых к России землях происходит оживление хозяйственной деятельности населения, возникают новые сёла и города. Поэтому были приняты меры для нового заселения Северной Таврии и других территорий, захваченных Россией в северном Причерноморьи и Приазовьи.
В 1790 г. часть ногайцев <...> по разрешению Потёмкина возвратилась в Приазовские степи. <...>
Правительство России опасалось, что в случае новой войны с Турцией рассчитывать на лояльность ногайцев оно не сможет и что с возвращением части ногайцев в Северную Таврию проблема заселения этого края ещё далеко не решена. Поэтому оно продолжало принимать меры для дальнейшего заселения Северной Таврии более надёжными для него выходцами из украинских и русских губерний, а также иностранцами, особенно немцами. <...>
Стремясь ускорить заселение Северной Таврии, правительство России разрешало и поощряло также переселение сюда государственных (т.е. не крепостных) русских и украинских крестьян из других губерний, бесплатно предоставляя им земельные наделы (обычно по 3-10 десятин на «ревизскую душу») и предоставляя семьям переселенцев небольшие льготы (денежная ссуда в размере 25-100 рублей на три года и освобождение на этот же срок от налогов).
<...> В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) самые большие льготы при переселении в Северную Таврию предоставлялись немцам из Германии, императрица лично приглашала немцев переселяться в Россию. По её повелению каждой немецкой семье, переселявшейся в Северную Таврию, выделялись 60 десятин земли из самых плодородных казённых участков, а также выдавалась денежная ссуда размером до 300 рублей с возвратом через 10 лет. Также на 10 лет немецкие колонисты освобождались от уплаты налогов и от воинской повинности.
<...>
Одними из первых поселенцев в Северной Таврии были русские государственные, то есть не крепостные, крестьяне, принадлежавшие по своим религиозным верованиям к секте молокан. Для лучшего понимания дальнейшего повествования полезно сначала познакомиться с историей возникновения молоканства в России, узнать, кто такие молокане.
<...> В 60-х годах ХVIII в. из рядов христововерия вышло учение «духовного христианства», которое вскоре после своего возникновения разделилось на два направления: духоборы и молокане.
Духоборы (иначе «борцы за дух», «духоборцы») впервые появились среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской губернии в Слободской Украине, где было распространено христововерие (хлыстовство), духоборы считали, что в мире происходит вечная борьба духовного начала (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). При этом последователями Каина считали людей, стоящих у власти, несправедливых судей, богачей. Себя духоборы считали последователями Авеля, истинными людьми и Богом избранным народом, который призван созидать на земле, осуществить братство в духе божьей правды и справедливости. По мнению духоборов, возглавляющий их руководитель есть Христос во плоти, который руководит всеми делами с помощью совета старейшин. Никаких обрядов духоборы не признают, за исключением обряда бракосочетания.
В 1804 г., желая заселить южные окраины российской империи, Александр I разрешил духоборам поселиться на правом берегу р. Молочной в Мелитопольском уезде Таврической губернии, где они вскоре основали несколько сел, в том числе Терпенье, Весёлое и др.
(Однако у духоборов, из-за их воззрений и образа жизни, происходили частые обострения отношений с местным начальством и служителями православной церкви. Их начали обвинять в нарушении законов, преследовать с помощью судебных процессов. В 1841 г. все духоборы Мелитопольского уезда были принудительно выселены в Закавказье. Однако в с. Терпенье посаженный ими большой общественный сад существовал и плодоносил до 20-х годов XX века).
В конце XIX в. часть духоборов переселилась в Канаду, где их общины продолжают существовать и сейчас.

<...> Второе направление «духовного христианства» - молоканство - оформилось в конце ХVIII в. Первые религиозные общины секты духовных христиан-молокан появились в сёлах Тамбовской губернии. Затем, в начале XIX в., молоканские общины появились во Владимирской, Воронежской и других губерниях центральной России. Это был результат деятельности пламенных и самоотверженных проповедников молоканства, выделившихся из массы крестьян. Эти искатели правды и смысла жизни отличались природным умом, хорошей памятью, доскональным («назубок») знанием священного писания и умением красиво и убедительно передавать слово божие.
<...> Деятельность проповедников молоканства приводила к тому, что в каждом селе после их выступлений часть крестьян добровольно переходила в молоканскую веру. Нередко были случаи, когда села почти полностью превращались из православных в молоканские. <...> Основоположники молоканства не стали подвергать коренной ломке основные положения христианства, не внесли никаких изменений в священные книги.
Однако они по-своему толковали многие места в священном писании. Главной священной книгой молокане считают Библию, но многие строки в ней они объясняют не так, как православные церковнослужители.
Бога и его сына Иисуса Христа молокане считают только духами, потому их нельзя увидеть и нарисовать. Молокане отрицают крещение водой и признают только духовное крещение. Они отрицают и считают ненужными церковь, как организацию, в которой есть высшие и низшие органы, а также иконы, храмы, святых, крест и крестное знамение. Они отвергают все богослужебные обряды православия, священников и всякое церковное начальство снизу доверху.
Секта молокан делится на религиозные общины во главе с выборными пресвитерами. Моления молокан совершаются в молитвенных домах, в которых нет дорогостоящих украшений и изображений. Во время молений молокане поют (а не просто читают) библейские тексты и молитвы.
Молокане не употребляют в пищу свиное мясо и сало, а также рыбу, не имеющую чешуи. Они не курят табак и воздерживаются от употребления спиртных напитков, проповедники и пресвитеры призывают молокан жить в мире и согласии между собой и в то же время уважать других людей, выполнять требования властей и подчиняться государственным законам.
Название «молокане» имеет двойное происхождение: с одной стороны, оно было дано православными, потому что уже первые молокане во время постов ели молоко. Первых молокан православные часто называли «молокоедами». С другой стороны, сами молокане объясняют своё название, ссылаясь на библейскую фразу «возлюбите чистое словесное молоко» (священного писания). Таким образом, название «молокане» происходит от слова «молоко» в его прямом и переносном значении. <...>

<История основания села Нововасильевка>

В правительственных кругах России первоначально было решено переселить молокан из центральных губерний империи в Северную Таврию и поселить их там на правом берегу р. Молочной, где уже было несколько поселений сектантов-духоборов.
Первая группа переселенцев-молокан в количестве 15 семей (около 100 человек) отправилась из села Бурнак Тамбовской губернии одноимённого уезда летом 1821 года. Ехали конным обозом. Руководителем этой группы был Василий Чернов - один из духовных пастырей молокан. Этой группе предстояло поселиться в селе Горелое Мелитопольского уезда, перед отъездом переселенцев в Горелом побывала группа ходоков от них.
Село Горелое было основано духоборами в начале XIX века в нижнем течении р. Молочная, на её правом берегу, но к началу 1820-х годов было покинуто.
<...> В уездном центре Василию Чернову было предложено переселиться со своими единоверцами на участок земли у речки Апанлы, где находились остатки бывшего ногайского аула... <...>
От Горелого до берегов речки Апанлы было примерно 40 вёрст. Василий Чернов с несколькими товарищами из своей группы переселенцев немедленно отправился осмотреть предложенный участок. Осмотр на месте показал, что этот участок представлял собой сплошную волнистую степь. Большая часть участка была покрыта чернозёмом глубиной 30-35 см. В юго-западной части участка почва переходила в глинисто-солонцеватую.
Новое место было не идеальное, но более подходящее для заселения, чем село Горелое. Место для размещения нового села выбирать не пришлось: оно уже давно было выбрано по соседству с остатками мазанок бывшего ногайскою аула Апанлы, давно покинутого жителями, эмигрировавшими в Турецкую империю. Для будущего села уже были размечены широкие и прямые улицы. Была даже сделана разбивка на дворы.

Молокане-переселенцы решили занять это место весной 1823 г., так как на нем ещё предстояло построить жилища, а до зимы было уже не так далеко. Сам же Василий Чернов решил начать обосновываться на новом месте немедленно. Будучи крестьянином зажиточным, он уже осенью 1822 года начал строить для своей семьи на новом месте большой и крепкий кирпичный дом. Весной 1823 г. дом Чернова был готов, это был первый дом в новом молоканском поселении.
Фактически дом Василия Чернова был первым домом поселенцев-молокан, но не первым жилым строением на территории нового села. На той же восточной стороне будущей Астраханской улицы, где поселились Черновы, уже стоял большой кирпичный жилой дом, построенный ещё в 1805 году одним немцем-колонистом. Вокруг этого дома была большая и благоустроенная усадьба. <...>
Существование уже с начала ХIX века на берегу реки Апанлы благоустроенной немецкой усадьбы свидетельствовало о первоначальном намерении властей уезда и губернии поселить здесь немцев-колонистов. Однако немцам это место не понравилось, так как они установили, что земля здесь, по их понятиям, недостаточно плодородна, а вода в вырытых колодцах всюду была горько-солёная, пригодная только для скота. Поэтому немцы решили поселиться немного севернее, около своих собратьев в долине речки Юшанлы, где и земля была плодороднее, и вода в колодцах пресная.
<...> Сразу же по прибытии переселенцев началась большая работа по строительству жилищ. Среди поселенцев было много хороших мастеров строительных специальностей: каменщиков, плотников, печников и других.
Поголовно все трудоспособные переселенцы разделились на несколько строительных артелей и приступили к строительству добротных домов. Для этого были необходимы стройматериалы: саман, кирпич, черепица, известь, гвозди, стекло и т.д.
<...>
Интересно отметить, что основатели Нововасильевки не использовали при строительстве своих домов камыш, имевшийся в изобилии на речке Апанлы. Видимо это было потому, что у них не было опыта украинских крестьян, сооружавших дешёвые крыши своих хат из камыша и соломы с минимальной затратой леса. Камыш нововасильевцы использовали только для крыш хозяйственных построек (землянок, сараев, клунь и т.д.), да и то не так, как это делали в украинских сёлах, а примерно так, как делали ногайцы при строительстве своих хижин. <...>
Итак, к зиме 1823-1824 года все поселенцы Нововасильевки уже жили в своих новых домах.

В честь своего предводителя Василия Чернова поселенцы-молокане назвали своё село Васильевкой. Однако в первые годы его нередко даже в документах называли Молоканское. К началу 30-х годов ХIХ века за селом окончательно закрепилось название Нововасильевка, в отличие от «старой» Васильевки, основанной ещё в начале 40-х годов ХVIII века запорожскими казаками на реке Конке (сейчас город с тем же названием и железнодорожной станцией Таврическ).
<...>
В документах и воспоминаниях старожилов сохранились фамилии самых первых поселенцев Нововасильевки. Это были:
Чернов Василий и его семья,
несколько семей Колодиных,
Корпусов Иван и его семья,
несколько семей Калмыковых,
братья Легашовы Алексей и Афанасий Потаповичи и их семьи,
семья Мазаевых,
семья Мокеевых,
семья Пачиных,
Попов Николай Иванович и его семья,
Попов Михаил Ильич и его семья,
семья Смагиных,
несколько семей Струковых,
несколько семей Черемисиных,
семья Харитоновых,
семья Тереховых и другие».

Бабушки Марусину маму, мою прабабушку Марфуню Кирееву, выдали замуж за многодетного вдовца Ивана Попова, и он за несколько месяцев до рождения моей бабушки Маруси утонул, потом бабушка Марфуня вышла замуж за Подковырова, у них родился сынок Федя, тот самый, беленький, в беленькой шёлковой рубашечке, который умер в голодовку, как его ни подкармливали его мама и старшая сестричка Маруся, и вскоре умер и этот муж бабушки Марфуни, Подковыров, - от туберкулёза. Так что бабушка моя Маруся - точно ведёт свою историю от первопоселенцев Нововасильевки, вот только связь с молоканами у своих/наших предков она отрицала. Хотя всё сходится (частично с молоканами, частично с духоборами): и Библия у дедушки с некоторыми перечёркнутыми местами и даже страницами, и в армию они все отказывались идти, предпочитая в советское время отсидеть срок в тюрьме, лишь бы не брать в руки оружие (а дедушку хоть на войну и забрали, но он был при хлебопечке, оружия у него не было), и табака не курили, вина не пили, и свинину не ели (и рыбу без чешуи), и не сквернословили, называя друг друга по имени-отчеству - или тогда уж Тимоша, Илюша, Надю́шка, Веру́шка, - и досконально, часто наизусть, знали Библию (дедушка Павлик знал - и одна из его родных сестёр, кажется, Маруся, тоже знала Библию почти наизусть).

Оба - и бабушка Маруся, и дедушка Павлик - были коренные нововасильевцы, лишь после женитьбы переехали жить в Приазовье (а родня их так и осталась в Нововасильевке: и бабушка Марфуня, и сводные бабушки Марусины братья и сёстры, три родных (которых я застала, а было больше) сестры дедушки Павлика, и вся двою- и троюродно-и-далее родня...).

В Нововасильевке родилась и моя мама (а мы с Лилей уже в Приазовье, в Нововасильевку же «вернулись» - она окончив первый класс, а я в возрасте трёх с половиной лет), и наверняка бабушка Марфуня и бабушка Катя (мама дедушки Павлика, « семиделка»)...

Карта:




Первые поселенцы Нововасильевки:




Вот какие были дома в Нововасильевке:



Подпись: 1904?, Дом Струковых до замужества Марии Петровны Струковой (Калмыковой): Мария Петровна Струкова (Калмыкова), Анна Петровна Струкова (Иванова-Клышникова), Матрёна Дементьевна Калмыкова (Струкова), ?, ? и в бричке с кучером - Иван Петрович Струков и Михаил Петрович Струков, (Нововасильевка, недалеко от Мелитополя)

Я выстроил себе благополучья дом,
Он весь из дерева, и ни куска гранита,
И царская его осматривала свита,
В нём виноградники, цветник и водоём...

Мельница:



1913?, мельница Калмыковых



1913?, всадник (кто-то из братьев Калмыковых)



1913, пикник семьи Калмыковых (слева: ?, Фёдор? Васильевич, Яков Васильевич, Василий Васильевич - Калмыковы; напротив справа: ?, Мария Петровна Струкова (Калмыкова), ?, Татьяна Захаровна (Калмыкова) на коленях у неё Надежда Вас. Калмыкова (Галкина), за ней стоит девочка Вера? Вас. Калмыкова, далее первый с бородой Василий Емельянович Калмыков)

У бабушки Маруси были такие венские стулья и такие кровати, прочая мебель, печи:




И точно такой подцвето[ш]ник, на нём стояли горшки с цветами:




И такие столы, обязательно с поперечной нижней перекладиной, куда так удобно было ставить ноги:




И такие (и более длинные и окладистые) бороды и усы и причёски носили дедушка Миша, Тимоша, Илюша Поповы (бабушки Марусины сводные братья):




И такие пейзажи, такой райский ландшафт моего детства (бо́льшая часть фотографий - Александра Чумачкина):




























От этих сочетаний серебристо-сиреневого, золотисто-зелёного, от этих жемчужных тонов и красок сердце моё дрожит, как овечий хвост, и стелется, как ковыль...




ПРИАЗОВЬЕ

На полустанке я вышел. Чугун отдыхал
В крупных шарах маслянистого пара. Он был
Царь ассирийский в клубящихся гроздьях кудрей.
Степь отворилась, и в степь как воронкой ветров
Душу втянуло мою. И уже за спиной
Не было мазанок; лунные башни вокруг
Зыблились и утверждались до края земли,
Ночь разворачивала из проёма в проём
Твёрдое, плотно укатанное полотно.
Юность моя отошла от меня, и мешок
Сгорбил мне плечи. Ремни развязал я, и хлеб
Солью посыпал, и степь накормил, а седьмой
Долей насытил свою терпеливую плоть.
Спал я, пока в изголовье моём остывал
Пепел царей и рабов, и стояла в ногах
Полная чаша свинцовой азовской слезы.
Снилось мне всё, что случится в грядущем со мной.
Утром очнулся и землю землёю назвал,
Зною подставил ещё не окрепшую грудь...




Музыкальный киоск





© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

Нововасильевка, Арсений Тарковский, Приазовье, этнографические заметки, эгрегоры, домрайсад, Осип Мандельштам, шёлковый путь, музыкальный киоск

Previous post Next post
Up