Пока искала новости о том, как София Лиллис чуть было не потеряла роль Беверли Марш в новом «Оно», потому что показалась продюсерам недостаточно женственной (ну вот, из-за них я могла бы никогда не узнать, что на свете существует такая замечательная актриса, работа которой мне настолько понравилась, что я нашла и купила диск с этим фильмом главным образом из-за нее), прочитала статью, где говорится, что ее героиня «представлена девицей в беде» (
https://onedio.ru/news/9-uzhasayushih-momentov-knigi-ono-kotoryh-ne-bylo-v-filme-i-slava-bogu-22646). А вот и нет. [Сейчас будут спойлеры. Как и почти всегда, когда я рассказываю что-то о своих любимых фильмах или книгах.]
Дева в беде - это кто? Это юная, красивая, добрая и беспомощная персонажка, попавшая в плен к какому-нибудь злодею, которая может рассчитывать только на благородного рыцаря, что спасет ее и отправит бандеролью в свой замок (
https://umnaja.ru/deva-v-bede-zachem-nam-prekrasnyj-princ-spasitel/). Она появляется в книге или в фильме как трофей, который обязательно получит главный герой в случае победы.
А Беверли Марш кто? Школьница, которая к моменту встречи с клоуном-убийцей Пеннивайзом, обладающим сверхъестественными способностями, уже долгое время в одиночку держит оборону и дома, где она в компании своего ужасного отца никогда не чувствует себя в безопасности, и в школе, где ее травят (
https://talifa88.livejournal.com/360724.html). Она очень сильная. Поэтому, когда она решает подружиться с мальчиками, называющими себя «Клубом неудачливых», лидер которых (Билли) сам не верил слухам, какие о ней ходили в школе, и друзьям своим это объяснил, у Пеннивайза (впервые в его истории, наверно) появляются проблемы.
Компания отбитых подростков убивает темнокожего Майка, а Пеннивайз наблюдает за этим, лакомится его страхом и думает: они сейчас смертельно ранят Майка и уйдут - он заберет умирающего мальчика с собой. Но прибегает Беверли и останавливает их. Следом за ней прибегают ее друзья. Она убедила их, что НАДО вмешаться и спасти Майка. Одна она бы не справилась. Без нее они бы не стали рисковать. Майк присоединяется к «Клубу неудачливых». Все это - плохие новости для Пеннивайза, который привык к тому, что все стараются делать вид, будто его не существует.
Дальше хуже. Для Пеннивайза. Беверли со своими друзьями в его логове. Он, который только что чуть не убил одного из них, переключается на двух других и бросается к ним. И «дева в беде» внезапно появляется и:
.
Пару секунд мальчики в шоке. Пеннивайз тоже. Ведь Беверли не просто ранила его. Она показала своим друзьям, что это вообще возможно: Пеннивайза МОЖНО ранить, МОЖНО убить. Но только в том случае, если они будут держаться вместе. В одиночку никто из них не сможет остановить его. И он убьет их всех.
И вот после этого Пеннивайз уже делает правильный вывод: Беверли - самое сильное звено в «Клубе неудачливых». В первую очередь надо убить ее. Но не сейчас. Сейчас это невозможно. И он ждет. Он знает, что еще раз сразиться с ним готовы только Беверли и лидер этого клуба. Остальных настолько напугала последняя встреча с ним, что они решили: мы больше не будем лезть к Пеннивайзу, и он убьет вместо нас кого-нибудь еще оставит нас в покое. А тому только это и нужно было. Он советует парню, который был готов нанести смертельный удар Майку, отомстить всему «Клубу неудачливых» за это поражение, убить их всех. А с Беверли идет разбираться сам. Тем самым признавая ее заслуги и расписываясь в том, что ее он боится больше всего.
Пеннивайз пытается сломать Беверли с помощью ее отца. Потому что отец Беверли - главный страх Беверли. Но она побеждает. И Пеннивайз тут же похищает ее. План, по ходу дела, был такой: Беверли рискнет спасти только лидер «Клуба неудачливых», который в одиночку не сможет этого сделать. Пеннивайз убьет его, потом убьет и Беверли. Правда, она, справившись с собственным отцом, победила свой самый главный страх и клоуна-убийцу-оборотня не боится, так что наесться ее ужасом и убить ее он пока не может. Но у него много времени. А Беверли нужно есть и пить. Погрузить ее в транс - и она сама умрет. И больше никогда ему не помешает. Или можно разбудить ее через пару дней и посмотреть, что будет, когда он у нее на глазах начнет пожирать очередную свою жертву. Испугается - он с удовольствием убьет ее сам. А про остальных вообще можно забыть. Или убить и их - если этого не сделает тот парень, которого он натравил на них.
Как на это реагируют друзья Беверли? Страх «Сегодня он забрал ее - завтра заберет не того, кого мы едва знаем, а ОДНОГО ИЗ НАС!» стал таким сильным, что они немедля собираются и сами идут к Пеннивайзу, зная, что Беверли сделала бы то же самое для любого из них. Они понимают, что Беверли была права: теперь Пеннивайз не оставит их в покое даже в том случае, если они больше не будут пытаться остановить его. И вскоре Беверли и Билли меняются местами. Пеннивайзу во время сражения с «Клубом неудачливых» удается взять его в заложники. И он, который не ожидал, что получит такой отпор, и устал не меньше, чем они, предлагает им такую сделку: они оставляют Билли ему и уходят - он забывает о них. Он убьет Билли, ТОЛЬКО Билли. Они же все беспрепятственно вернутся домой - и будут жить еще долго и счастливо, пока не умрут в глубокой старости без его помощи. Отвечает Пеннивайзу за всех Беверли: «Ребят, мы не можем так поступить!» И они отказываются от этой сделки.
Так что Беверли Марш не «дама в беде», а, скорее, еще одна Жанна д’Арк. В том смысле, что Пеннивайз отнесся к ней так же, как англичане к Жанне: «Мы не знаем, как откликнулись на известие о казни Жанны европейские дворы. Но вот что писал вскоре после суда венецианский купец Морозини, человек, далекий от высокой политики: "Англичане сожгли Жанну по причине ее успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину"»*.
*В. И. Райцес. Процесс Жанны д'Арк. - М.-Л.: "Наука", 1964.