1942 год. Россия - единственная страна, которой удается противостоять нашествию нацистских захватчиков. Параллельно с боевыми действиями между регулярными армиями разворачивается скрытая война двух секретных оккультных служб, двух специальных военных ведомств - немецкого «Аненербе» и русского 6-го отдела военной разведки. На вооружении этих подразделений не танки и самолеты, а законы магии и волшебства. Древнее заклинание позволяет магам «Аненербе» вызвать из царства мертвых дух великого магистра ордена Меча крестоносца барона фон Вольфа, павшего 700 лет назад в ходе Ледового побоища. Начальник советской разведки, генерал Белов, решает подключить к операции по противодействию барона фон Вольфа одного из своих самых одаренных агентов - 14-тилетнюю девочку Надю, которая вызывает из потустороннего мира своих погибших друзей - пионеров-героев, казненных фашистами в самом начале войны...
Однажды два чувака, Миша Сприц и Леша Климов, накурились винтажных советских книжек про пионеров и неслабо заторчали. Перед «совковскими комиксами» они заворачивали дурь в страницы настольной книги «Оккультные силы в СС». По ящику дважды-два показывал «Кровь: Последний вампир», и клубы дыма рисовали чувакам сексуальных девочек в красных галстуках, с катанами и стволами:
- Мишань! А клева, да,.. ну вот аниму сделать, чтобы телки там… гы-гы-гы… война, немцы… и все это, чтобы как у Тарковского и Эй-эй…зенштейна?!
- Базаришь, Леха!! Артхаус!
Так началась история создания анимэ «Первый отряд». М. Шприц и А. Климов набросали скрип и начали докапываться до японских студий. Студии, ясное дело, посылали на хуй. Мало того, что гайдзины лезут, так еще и со своим заветом, то есть дурью. А дури у японцев и так выше крыши. Когда товарищи уже практически отчаялись, нашлась студия 4 °C, которая вспомнила, что иногда и стивенам-сигалам седьмые даны выдают, и решилась попробовать.
Пробы получились фиговые - пионерки някали, кремль был похож на храм, а в деревне жители засаживали рисовые поля. Алексей и Михаил тогда написали подробную спецификацию, в которой было описано всё, вплоть до расстояния между лужами. Режиссера же пригласили в Москву - показали ему красную площадь и ВДНХ, а потом заставили жрать самогон.
Изначально планировалось выпустить анимэ на 13 серий, но потом из готового материала слепили 4 серии, которые в результате были преобразованы в полнометражный фильм с мокьюментари-вставками.
С одной стороны получилась лажа - фанатский проект с рваным сюжетом. Дыры в повествовании усугубляются псевдо-документальными отрывками, отвлекающими от действия. С другой стороны, вопреки таким серьезным проблемам, «Первый отряд» доставляет значительное удовольствие. И дело не столько в отличной прорисовке, сколько в глубоком чувстве умиления и, может быть, некоторой растерянности от смеси нашего-родного колорита с японскими традициями в анимации. Это чувство, пожалуй, можно проиллюстрировать страницей из японского учебника русского языка:
Озвучка настолько же гротескна: «Что вы делаете? Воруете наши яблоки?.. Нехорошо.»