Ленинград сданный немцам

Apr 08, 2021 14:22

В советской мифологии Второй мировой войны придуманная советскими тема "блокады Ленинграда" занимает своё выдающееся место. Несмотря на постоянно появляющиеся факты, как например то, что на Нюрнбергском процессе среди предъявленных советской стороной обвинений нацистам "блокады Ленинграда" не было от слова абсолютно, как то, что за всё время т.наз. "блокады" всеобъемлющее снабжение войск Ленинградского фронта производилось в полном объёме (смотря советские фильмы я всегда удивлялся, как это бойцы с фронта привозили в "блокадный" город еду и подкрамливали умирающих - ведь блокада должна была быть одинакова для всех?!), как жировали в "блокаду" коммунисты и прочее, и прочее, в сознании части людей "блокада" до сих пор представляется реальной.

Одним из наиболее разительных примеров блокадного незнания, конструирующего и определяющего репрезентацию, является сценарий знаменитого советского сценариста и режиссёра Григория Козинцева «Город в кольце» (1942). Я обращаюсь к этому тексту, хотя он относится к ситуации осени 1941-го - зимы 1942-го, чтобы продемонстрировать, как разительно наше ретроспективное понимание истории может отличаться от восприятия очевидца. Оказавшийся в конце 1941 года в эвакуации, Козинцев предсказал для города такое же будущее, которое постигло и другие осажденные города Советского Союза в начале войны, - в его сценарии город был сдан немцам. Такое историческое чтение позволяет нам представить, насколько хрупким представлялось очевидцам военное положение Ленинграда: еще более невероятным кажется то, что Козинцев предоставил свой сценарий киностудии, рассчитывая сделать «приемлемый» фильм с ценным пропагандистским посланием. «Город в кольце» должен был описывать героическую борьбу партизан в городе, захваченном немцами. Оставаясь верен себе, Козинцев умудрился совместить в сценарии моменты полной политической лояльности (партийный руководитель города тов. Щукин, объезжая город во время осенних бомбежек, при виде каждой руины звонит по прямому телефону тов. Сталину, и они вместе оплакивают очередную архитектурную утрату) с «пережитками» его художественных взглядов двадцатых годов еще ФЭКСовской пробы - в первую очередь, с гротеском и преданностью теме петербургского пространства как игрового. Так, название задуманного фильма, «Город в кольце», то есть трагическая судьба города, сюжетно дублируется в коллизии возмездия: фашисты гибнут в железном кольце рук доблестных партизанок, борющихся с противником... в борделе оккупированного города.

мифы комми, День Победы, давайте разберёмся

Previous post Next post
Up