Иракский вопрос и региональное лидерство.

Nov 04, 2011 17:32

Иракский вопрос и региональное лидерство.


Нынешняя интрига вокруг готовившегося покушения на посла Саудовской Аравии в США, на мой взгляд, является предвестником грядущих изменений в зоне Персидского залива. Связано это с предстоящим выводом американских войск из Ирака. Последний настолько ослаблен американским вторжением, что без стабилизационного контингента иностранных войск вряд ли способен сохранить целостность. Дополнительный интерес заинтересованным сторонам создают запасы иракские запасы углеводородов. Этноконфессиальный состав обеспечивает предпосылки для участия соседних держав в будущей судьбе Ирака. Круг непосредственных участников четко определен. Турция, Иран и Саудовская Аравия с остальными монархиями Аравийского полуострова.

Для Турции участие в иракских делах обусловлено курдским вопросом и претензиями на региональное лидерство. Причем от решения первой задачи напрямую зависит результат второй. Да и дополнительное влияние на рынок углеводородов не помешает. Отношение к курдскому сепаратизму объединяет интересы Турции и Ирана.

Саудовскую Аравию я рассматриваю во главе коалиции монархий Аравийского полуострова Кувейта, Бахрейна, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов и возможно Омана. Эта коалиция является давним партнером мирового гегемона в регионе. Для коалиции важным является обеспечение монопольного характера торговли углеводородами в регионе, на фоне мирового кризиса это особенно актуально. Кроме того, в монархиях проживает немалое число шиитов слабо представленных в органах управления, что создает предпосылки для внутренней стабильности правящих режимов. Региональное лидерство позволит сохранить нынешнее положение аравийских монархий. В связи с этим сдерживание Ирана становится первоочередной задачей.

Находящий под многолетней блокадой со стороны гегемона Иран, после вывода американских войск из Ирака оказывается перед серьезным внешнеполитическим вызовом. По курдскому вопросу в связи с наличием собственного курдского населения. И что более существенно - значительная доля шиитов в Ираке требует участия в их судьбе. Кроме того новая ситуация представляется возможность для реализации региональных амбиций, которые открывают путь к ликвидации блокады. Остаться в стороне от иракского вопроса Иран не может - этот вызов игнорировать невозможно.

Для США постепенный уход из региона Персидского залива обусловлен внутренними проблемами, на фоне которых гегемонистские обязательства становятся все накладнее. Ситуация описывается примерно так: и нести тяжело и выбросить жалко. Избавление от гегемонистских обязанностей предположительно будет носить постепенный характер с передачей на определенном этапе регионального лидерства местным союзникам, наиболее подходящим для представления интересов США в регионе является Саудовская Аравия.



Религиозные группы Ближнего Востока
Из трех разыгрывающих иракский вопрос участников наиболее антагонистичные отношения между аравийской монархической коалицией и Ираном. Турция в этом деле может оставаться несколько в стороне, сосредоточившись на решении исключительно курдского вопроса, тем более, что с Ираном её интересы могут быть урегулированы к общему согласию. Для основных соперничающих сторон американский исход это вызов, для самих же США обеспечение наиболее приемлемых условий после ухода из Ирака весьма желательная цель. В русле дальнейшего продолжения блокады Ирана проблема сдерживания не решается, так как нынешний результат далек от желаемого, хотя блокада длится многие годы. Тем более в перспективе со снижением американской гегемонии блокада будет становится все прозрачней и Иран получит доступ к современным вооружениям. Нынче же аравийские монархии обладают качественным и количественным преимуществом в вооружениях. Сохранять это преимущество невозможно. Его нужно использовать сейчас.



Базы ВВС Саудовской Аравии



F-15S Саудовской Аравии


F-16E ОАЭ
Из наиболее интересных и современных типов на вооружении аравийской коалиции состоят:
923 танка Abrams и Leclerc
283 ударных самолета F-15S, F-16C, E, F, Tornado IDS, F/A-18C
52 ударных вертолета AH-64A, D
56 батарей комплекса «Patriot» PAC-2

Такая ситуация создает предпосылки для успешного розыгрыша дебюта аравийской коалицией. Характер операции против Ирана в общих чертах будет содержать в себе опыт недавних компаний, прежде всего второй иракской и ливийской. Прямое военное участие в последней Катара явилось своеобразной тренировкой. Сценарий компании с опорой на значительную информационную составляющую. Для обеспечения необходимого фона оправданного вторжения используются массовые беспорядки внутри Ирана и сложная международная обстановка извне - усиление блокады. Далее будет нанесен массированный удар по базам ВВС, позициям ПВО и позициям баллистических ракет Иран. Боевой радиус F-15S, Tornado IDS, F/A-18C позволяет наносить удары на всю глубину территории Ирана кроме северо-востока. Массированный удар будет преследовать целью нанесение как можно большего первоначального урона ВВС, ПВО Ирана и уничтожению как можно большего числа ракетных комплексов. Успех первого удара в значительной мере определит дальнейшее продолжение операции. Следующая серия ударов будет направлена на подавление остатков сопротивления для обеспечения воздушного господства над территорией противника. Это является основной военной целью аравийской коалиции. Возможная попытка Ирана поднять восстание в шиитских районах Ирака будет блокировано вводом сухопутных сил коалиции. В условиях господства в воздухе аравийской коалиции прямое столкновение сухопутных сил будет не в пользу Ирана. С большой вероятностью войска аравийской коалиции возьмут под контроль значительную часть территории Ирака. Попытки наступления с иранской территории будут сдерживаться с воздуха. В такой обстановке полного бессилия иранского правительства противодействовать агрессии его положение окажется весьма неустойчивым. Провоцирование мятежей с помощью диверсионных групп перебрасываемых через залив создаст дополнительные сложности для иранских властей. Даже если им удастся удержать контроль над большей частью страны, авторитет Ирана значительно снизится, а внешняя блокада усилится, что создаст условия для будущей смены власти в Тегеране.
Аравийская коалиция, продемонстрировав эффективное владение военной силой в духе западного военного искусства последних лет, весомо заявит о своем региональном лидерстве, дополнительно усилит позиции по распределению углеводородов региона, стабилизируется внутренне благодаря военному успеху, снизит вероятность проблем с собственными шиитскими группами, сохранит буферное государство Ирак, сможет произвести ротацию управляющих кадров за счет лиц проявивших себя на военном поприще. Иран с большой долей вероятности будет дестабилизирован и надолго сойдет с арены. Турция получит весомый противовес своим лидерским амбициям в виде влияния оказываемого со стороны управляемого Ирака, где курды смогут получить постоянную поддержку коалиции.



Саджил-2Иранские перспективы зависят в первую очередь от возможностей страны поддерживать боеспособность в условиях блокады. Одним из путей является развитие собственной военной промышленности, но пока Иран не может выпускать современные виды вооружения, из-за чего основу вооруженных сил составляют разнообразные типы, от американского наследства шахского периода, до китайских и российских разработок. Как я понимаю, основой упор иранского ВПК сделан на развитие ракетного вооружения, принятого в качестве основного сдерживающего элемента. Это баллистические ракеты Шахаб - 1/2 до 18 передвижных пусковых установок, Шахаб - 3 (Гадр - 1) до 12 передвижных пусковых установок. Радиус действия Шахаб-1 300 км, Шахаб-2 500 км, Шахаб-3 до 900 км. В некоторых источниках приводятся большая дальность поражения целей иранскими ракетами, полагаю это для ракет с меньшей боеголовкой. В полной мере потенциал иранских баллистических ракет в сдерживании будет реализован с принятием на вооружение твердотопливных ракет Саджил-2 с радиусом действия 2200 км.
Основу иранских ВВС составляют самолеты 70-х и 80-х годов выпуска F-14, F-5, F-4, Миг-29, J-7. ПВО представлена комплексами С-75 45 шт, С-200 10 шт, ТОР-1М 29 шт, Crotale 5 шт, Rapier 30 шт, Tigercat 15 шт, MIM-23 Hawk порядка 150 шт, Панцирь-С1 10 шт. На мой взгляд такой набор средств обороны от воздушного нападения не может обеспечить защиту всех важнейших объектов. В таком случае иранское руководство может рассматривать только варианты снижения силы воздушного удара потенциального противника. Единственным средством, дающим шанс на достижение максимального снижения ударной силы противника, становится превентивный удар. Для этой цели могут быть использованы как баллистические ракеты, так и ударные самолеты 168 шт (30 Су-24, 13 Су-25, 65 F-4D, 60 F-5A). Организация подобной операции предъявляет серьезные требования для обеспечения необходимого успеха. Большая часть передовых баз ВВС противника находится в радиусе действия иранских ударных самолетов. Общее количество объектов превентивного удара до 8 шт, с учетом прикрытия средствами ПВО равномерное распределение ударных машин не представляется возможным. Поэтому необходимо будет сосредоточить удар на наиболее важных целях, оставшиеся базы должны быть подвергнуты ракетным атакам. Важной необходимой составляющей операции является внезапность, так как она сможет снизить эффект от воздействия ЗРК по ударным самолетам. Развитая инфраструктура радарных станций и разведки противника оставляет минимальные шансы на внезапность за счет позднего обнаружения ударных групп, поэтому внезапность должна, прежде всего, достигаться в психологическом плане за счет мгновенной эскалации конфликта. В этом отношении до определенного момента развитие конфликтной ситуации должно происходить в выгодном противной стороне ключе медленного нарастания. Это позволит настроить информационные потоки противника в соответствующем его логике управления направлении. После внезапного перехода к активной стадии информационные потоки будут действовать по инерции, препятствуя эффективным решениям.



Базы ВВС ИРИДля обеспечения дополнительного отвлечения внимания противника необходимо провести масштабную диверсионную акцию в отношении одной из стран аравийской коалиции. Наиболее подходящим для подобной акции является Бахрейн, шиитское большинство (73 %) которого находится под управлением суннитской монархии. Диверсионная акция должна состоять из двух стадий. На предварительной стадии гражданские выступления плохо организованных толп не представляющих серьезной опасности для режима. Они должны составить представление у правительства о полном контроле над ситуацией с последующим снижением порога опасности после прекращения выступлений. На следующей стадии по ерундовому поводу, например, убийство полицейскими подростка, провоцируется массовое выступление после которого, предварительно заброшенные группы диверсантов организуют захват полицейских участков и армейских казарм. При этом мост, соединяющий Бахрейн с Саудовской Аравией должен быть взорван диверсионной группой. Её можно перебросить на миниподлодке, которыми располагает Иран. Численность вооруженных сил Бахрейна вместе с милиционными формированиями составляет 19 460 чел. При обеспечении достаточной массовости выступления шиитского большинства (общ. 532 170 чел.) вероятность успеха весьма высока. Для его успеха необходимо лишь присутствие подготовленных к координации и организации лиц. В лучшем случае правительство Бахрейна будет смещено, в любом другом Иран получит повод для атаки под предлогом защиты гражданского населения. Вмешательство соседних стран в беспорядки более чем вероятно, так как они сами будут стремиться получить повод для удара по Ирану.
Шиитские районы Ирака поддержат начинание своих бахрейнских товарищей и поднимут мятеж против багдадского правительства с немедленным провозглашением независимости. Ввиду необходимости противостоять внешней угрозе Иран направит на помощь новому государству сухопутные войска.



F-4E ВВС Ирана
После объявления о защите гражданского населения Бахрейна иранское правительство проведет ограниченную мобилизацию для формирования группировок прикрытия побережья и подготовки резервов на случай начала широкомасштабных военных действий на юге Ирака.
Удачное проведение первой военной операции Ираном лишит аравийскую коалицию возможности использовать в полной мере свою ударную авиацию. Угроза сухопутного вторжения с иракского рубежа приведет к распылению целей. В таком случае Иран получит неплохие шансы на сохранение боеспособности собственной ПВО. Аравийская коалиция окажется перед перспективой ведения затяжной позиционной войны в нижнем Ираке. В таком положении аравийская коалиция вынуждена будет либо обратится за внешней помощью, либо пойти на переговоры по прекращению военных действий. Ирану останется лишь выдвинуть умеренные требования в отношении обеспечения представительства шиитов в органах местной власти.
В отношении внешней помощи для аравийской коалиции следует заметить, что многократные попытки перейти от слов к делу западных держав закончились ничем. Эта нерешительность легко объясняется неопределенностью военного успеха сего мероприятия для западных стран. Иран в ходе ирано-иракской войны продемонстрировал достаточную устойчивость и способность к ведению тотальной войны. Поэтому по отношению к нему был выбран метод блокады, а не открытых военных действий. Прямая военная акция со стороны Ирана создает совершенно иное положение, к которому иранские противники с большой долей вероятности не готовы. Посему ответные акции со стороны западных держав могут и не последовать.

При всех сложностях и опасностях иранская акция имеет шансы на успех, и они будут расти с углублением мирового кризиса, снижая вероятность вмешательства блока западных держав, уменьшая эффективность блокады. Это прекрасно понимают заинтересованные стороны, что на данный момент выливается в давление на Иран за счет обсуждения в СМИ очередного плана нападения, сопровождающееся приглашением совершить хадж для иранского президента со стороны руководства Саудовской Аравии. Исход американских войск из Ирака требует гарантий сохранения целостности недееспособного государства, которая может быть обеспечена за счет гарантий соседних держав. Но долго ли останутся эти гарантии действенными в условиях изменяющегося мира? Полагаю, что нет, и с уменьшением гегемонистской нагрузки США изменение баланса сил в регионе становится неизбежным.
Из-за слишком большого риска в организации военной акции для Ирана его руководство не будет форсировать подобный сценарий, но должно к нему всячески готовиться тем самым, оставляя себе шанс в случае негативного развития событий, одновременно снижая вероятность такого развития событий за счет демонстрации готовности к самым разным способам защиты.




Иран, большая игра, Ближний Восток, США

Previous post Next post
Up