Формулу общества потребления сформулировали ещё римляне хлеб+зрелища.
В нашем случае понятие хлеб гораздо шире хлебо-булочных изделий и включает в себя базовый потребительский набор. Питание, одежду, крышу над головой и медицину, спасающую от наиболее частых неприятностей.
Общество, обеспечиваемое базовым потребительским набором своих членов автоматически, является обществом потребления.
Кстати, слово "автоматически" из этого определения сразу же обозначает естественное стремление такого общества к тотальности. "У нас нет голодных".
В СССР экономический подъем 50-х обеспечил в следующем десятилетии создание общества потребления. Отражением качественного перехода стал спор физиков и лириков, обозначивший своим содержанием принципиальное исчезновение проблемы хлеба в массовом сознании.
А вот со зрелищами в СССР не заладилось. Что выразилось в непроходимой скуке послевоенного поколения, формировавшегося в условиях общедоступного хлеба. Зрелище прямо связано с хлебом и возникает в качестве его продолжения. Сытому человеку нужно зрелище. По отношению к высокой культуре зрелище всегда проще, что выражает через его вульгарность переходящую в пошлость. Голодный человек всегда более склонен к высокой культуре, так как воспринимает её продукт, как часть повышения собственного жизненного стандарта. Голодное военное поколение, создавшее СССР, принципиально сопротивлялось вульгаризации советской культуры и, не считая зрелище необходимой частью советского потребительского стандарта. Вместе с потребительской тотальностью это давало цензуру, которая суживала и без того узкие рамки зрелищной культуры. Универсальность ситуации подчёркивает то, что касалась она и коммунистического зрелища. Через негласную цензуру "Часа быка", например.
Лучше всего состояние советской скуки описывает фильм "Старый новый год". Заметьте, что единственный не скучающий персонаж из взрослых является представителем военного поколения.
Click to view
Проблема товарного дефицита, которую обозначают в качестве причины краха СССР уступала по своему влиянию на сознание советского обывателя по сравнению с многолетним дефицитом зрелища. Дефицит зрелища казался непреодолимым. На первых видеомагнитофонах обыватели, обладавшие максимальным доступом к высокой культуре, смотрели зрелищную западную пошлость, рискуя проблемами. Отсюда проистекает и преувеличение влияния самиздата. Который бил не по неокрепшим, а по скучным умам. Если запрещено - значит интересно.
Поэтому горбачёвскую перестройку советский обыватель воспринимал не как угрозу потребительскому стандарту, а как решение проблемы скуки. В первую очередь по средством превращение в зрелище политики. Продуктом той эпохи зрелищного преобразования является Жириновский. Культура тоже вслед за политикой ушла в сплошное зрелище, а значит и в пошлость. Кстати, чернуха это тоже разновидность зрелища. Социальный хоррор. Пошлая политика естественно стала малосодержательной, что обратилось катастрофой распада СССР, а потом и кризисом 90-х в России.
Возвращение в политику содержания лишило её зрелищности. Привычка же русского человека считать политику частью зрелища всё ещё остаётся. Поэтому он от политики в первую очередь ожидает не скучной долгой работы, а движа. Не партийных собраний, а расстрела негодяев.
Российские СМИ в первую очередь телевидение, работая в связке с политической элитой, обеспечивают максимальное удовлетворение запроса на зрелище сытого населения. Отсюда происходит культурная вечность Киркорова и Баскова, популярность Шнурова, запрос на пивучих украинских дивчин. Все вместе они заменяют недостаток зрелища в политике. Эта ситуация принципиально закрывает для обывателя путь в политические партии, где концентрируются крайне малочисленные активисты. Чтобы убедится в их малочисленности достаточно пойти на родительское школьное собрание.
Украинская политика со времен перестройки оставалась зрелищной. Что сильно влияло на её содержание. В итоге это всё обернулось майданом, который по своему смыслу является квинтэссенцией зрелища. Приход к власти профессионального актёра реализует максимальный запрос на зрелищную политику, когда от политики остаётся только зрелище.
Характерный пример зрелищной политики:
Click to view
Аполитичность обывателя происходит из его насыщения сначала на уровне материальных потребностей (хлеб), а за ней на уровне зрелища. Политическое зрелище тоже зрелище, что плохо сказывается и на политике, лишая её собственного содержания, и в конечном итоге на обывателе. Исчезновение гарантированного потребительского стандарта неизменно ведёт к повышению социальной активности обывателя. Некоторое время её можно сдерживать Киркоровым и Басковым, но только некоторое.
Киркоров и Басков наглядно демонстрируют связь пошлости и зрелища:
Click to view
На примере пары "хлеб-зрелище" мы можем видеть как из первого возникает второе и это второе в своём максимальном развитии уничтожает первое. Такая диалектика.