Одним из важнейших свойств потребительского общества является стремление к гомеостазу, стабильности любой ценой. Замечу, что для любых сложных систем гомеостаз является естественным продолжением развития. Но для потребительского общества развития как такого нет. Как только общество становится потребительским оно уже в гомеостазе и все усилия направляет на сохранение и обеспечение этого состояния.
Сейчас, в связи с кризисом глобальной экономики, можно отчетливо наблюдать какое влияние оказывает потребительство на людей. Достигший устойчивого потребительского уровня индивид воспринимает окружающую информацию исключительной через интерес сохранения текущего уровня потребления. Из-за господства таких представлений политические системы начинают страдать популизмом. Политики соревнуются в том, кто красноречивее пообещает сохранение потребления. Если же внешние условия снижают потребительские возможности, то политики соревнуются в деле возвращения прежнего уровня потребления.
Сам потребительский гомеостаз настолько глубок, что большинство потребителей ведёт себя во время экономического кризиса иррационально. Например, готовившийся годами к жизни в схроне во время большого трындеца, чистивший СВД и запасавшийся консервами в сытые годы обыватель, внезапно, резко возмущается долгожданному с его прежней точки зрения снижению потребления. Что уже говорить о неподготовленных потребителях. Люди годами могли рассуждать о духовности или высоком стиле, а теперь льют слёзы по потерянному навсегда Шарм-Эш-Шейху. Хотя для любого адекватного наблюдателя было понятно, что египетские курорты потеряны со времени начала «арабской весны».
Истинной ценностью большинства потребителей является личный стандарт потребления, а не какие-то политические или философские взгляды. Следуя настроениям потребительских масс, аналитики и эксперты обещают в кризис, как они за короткий срок, будь на то народная воля, вернут кому Куршавель с блэк-джеком, а кому и советские булочки по 5 копеек в зависимости от базового потребительского стандарта читателей. Ничего принципиального иного потребитель знать и принимать не хочет.
Кризис разбивает потребителей на две антагонистические группы по линии лояльности к властям. По мере углубления кризиса обе группы одинаково радикализируются и нелояльная часть растёт в размерах. При этом надо помнить, что для нелояльной части потребителей никаких препятствий в деятельности по возвращению потребительского стандарта нет. Для них и «Миша два процента» великий премьер, при котором жралось лучше. Собственно зацикленность вокруг того, как раньше жралось и не даёт в рамках общества потребления перейти к позитивной стратегии будущего.
Ещё нужно отметить, что обратной стороной потребительского гомеостаза является внутренняя несвобода потребителя. Он всегда стеснён либо страхом перед государством, либо кошельком. В изменённых состояниях многие потребители легко признаются в радикальных наклонностях. В стиле «да я бы их всех». Правые группировки и исламисты легко утилизируют этот потребительский радикализм в своих целях. За примерами далеко ходить не надо. С потребительской точки зрения «Исламское государство» это долгожданный праздник непослушания, когда я такой крутой рассекаю на тачке с черным флагом, а впереди меня ждёт рабыня из неверных и совместная трапеза с побратимами. В условиях сокращения потребительских ожиданий повышение внутреннего радикализма носит объективный характер.
Разрешение нынешнего кризиса принципиально невозможно в рамках потребительского общества. Любая реальная альтернатива нынешнему состоянию требует изменения общественного формата.
Click to view
P.S. В рамках этого рассуждения заинтересованные наблюдатели легко могут установить причины кризиса коммунизма в последние годы.