Неманштейны, теория операции на примере дебальцевского кризиса.

Feb 19, 2015 18:29

Неманштейны, теория операции на примере дебальцевского кризиса.

Дебальцевский кризис еще полностью не завершен. Политические последствия проявятся в ближайшем будущем. Военная сторона кризиса находится в стадии завершения и уже можно смело рассматривать этот кризис в развитии.
Многими любителями военной истории Манштейн рассматривается, как непревзойдённый специалист в оперативном искусстве. Теория военной операции и принципы оперативного искусства позволяют объективно оценить возможности сторон во время дебальцевского кризиса. Приписываемое особое качество Манштейна касалось понимания стадий развития операции. Общее представление о стадиях операции можно получить в статье Переслегина «Основные понятия «аналитической стратегии»».

Меня же интересует использование универсальной теории применительно к дебальцевскому кризису. Результатом летней кампании 2014 г. на Донбассе стало образование относительно стабильного фронта. При этом существовало несколько уязвимых пунктов: Горловка у повстанцев и район Дебальцево у правительственных сил. Район Дебальцево глубоко вклинивался в территорию контролируемую повстанцами и создавал угрозу их тылу и Горловке. Контроль над дебальцевским транспортным узлом сильно затруднял коммуникации повстанцев. Потеря Дебальцево во время летней кампании считалась одной из самых значительных неудач летней кампании. В Киеве приняли решение вести зимнюю кампанию с опорой на оборонительные узлы, связанные с системой огневой поддержки. Логичное решение, позволяющее использовать зимнюю кампанию для накопления резервов.
Главной проблемой повстанцев были именно эти резервы. Для повстанцев зимняя пауза означала усиление противника и так превосходящего численно, при более чем вероятном потере инициативы. Основной целью операции зимней кампании для повстанцев являлось втягивание резервов правительственных войск в бой на невыгодных условиях. В этом смысле дебальцевский узел был самым подходящим объектом усилий. В нём самом была сосредоточена значительная группировка, плюс бои на его удержание наверняка вызовут введение в бой резервов ВСУ.

Дебальцевскую операцию начали в аэропорту Донецка. Аэропорт на начало 2015 г. имел, прежде всего, пропагандистское значение. С военной точки зрения он представлял собой выдвинутую позицию артиллерийских наблюдателей благодаря контролю над диспетчерской вышкой. С неё-то всё и началось. Я ожидал, что её уничтожат каким-то хитрым способом, подведя к ней заряд взрывчатки. Её разрушили выстрелами из танков. После этого перед командованием ВСУ стал вопрос эвакуации позиций в аэропорту. Без вышки нельзя было отслеживать накопление резервов повстанцев в ближайшей округе и наводить на них артиллерию. Эффективность артиллерийского огня упала. Но по политическим причинам эвакуацию защитников аэропорта не проводили. Об этом трагическом моменте есть многочисленные записи неравнодушных блогеров и волонтёров. Между ними возникали даже скандалы вокруг интерпретации событий. Повстанцы блокировали последних защитников в новом терминале. При этом официальные спикеры правительства заявляли о контроле обстановки и неизбежных эффективных мерах. Блогеры поддерживали эти заявления, намекая на принятые ключевые решения. Однако деблокирующий удар запаздывал. Тут нужно отметить, что ситуация вокруг аэропорта важна была с точки зрения проверки реакции командования ВСУ на развитие кризисной ситуации. Время реакции, силы и средства. Деблокирующие удары были нанесены с опозданием без привлечения значительных сил. При этом резервы к аэропорту перебрасывались. Вершиной деблокирующих усилий стала атака, возглавляемая лично комбатом, в результате которой он попал в плен, а его заместитель и начальник штаба были убиты по сведениям повстанцев. Они естественно ожидали эти деблокирующие удары и парировали их. Обращает на себя внимание, что при довольно значительной численности группировки ВСУ вблизи аэропорта для ударов были задействованы весьма незначительные силы. Странно.

По мере развития ситуации вокруг аэропорта повстанцы начали прощупывать оборону на всех других участках фронта. Местами эти акции носили форму предварительного наступления. Предположу, что это делалось для усиления нагрузки на штаб противника. В это время основные усилия отвлекал на себя аэропорт. Под прикрытием аэропорта и началась борьба за Дебальцево. Резервы уже к тому времени похудели, основные приёмы реагирования на ситуацию были изучены. На первом этапе повстанцы задействовали небольшие группы пехоты, которые при поддержке артиллерии начали расширять контролируемое пространство вокруг дебальцевской позиции. В первую очередь в сторону её тыла в направлении на Артёмовск. В сообщениях замелькали названия Попасная, Троицкое, Светлодарск. Падение аэропорта к тому времени уже нарушило позиционную устойчивость за счет отвлечения резервов. Демонстративная угроза дальнему тылу дебальцевской позиции разрушало позиционную устойчивость дальше. Решающим стал удар на Углегорск. После взятия его под контроль повстанцами операция прошла первую критическую точку. Для командования ВСУ оперативный кризис стал неразрешимым. Если бы им удалось удержаться за углегорскую позицию кризис бы не получил своего развития. На Углегорск повстанцы потратили два дня. После этого вопрос эвакуации стал неизбежным. Из Углегорска можно было наносить удар в трех направлениях: в сторону трассы Артёмовск-Дебальцево, на Дебальцево и в тыл обороняющимся южнее Дебальцево. Вопрос был во времени. Появилась необходимость срочно разрабатывать эвакуационные мероприятия, занимать и усиливать резервами позиции вдоль трассы Артёмовск-Дебальцево, организовывать контрудар в тыл наступающей донецкой группировке. К моему удивлению ничего этого сделано не было. У командования ВСУ было два дня на укрепление деревни Логвиново на трассе Артёмовск-Дебальцево. Эти два дня повстанцы потратили на разведку подходов к трассе. После организации маршрута ночью пехота повстанцев подошла к Логвиново и захватила этот ключевой пункт в ходе скоротечного боя. Многочисленные кадры из деревни говорят об отсутствии каких-либо укреплений и тяжелой техники. Ключевая позиция не была укреплена должным образом. После чего повстанцы закрепились в деревне и на близь лежащих высотках. Сами высотки тоже были пусты. Далее получилась история «спасения» аэропорта. Из Артёмовска посылали деблокирующие группы, упиравшиеся в Логвиново. К этому времени в самой деревне и вокруг неё уже была пехота поддерживаемая танками, а на ближних позициях возле Углегорска артиллерия поддержки. Повстанцы потратили на организацию обороны ключевой позиции не более суток. В такой ситуации деблокирующие удары были обречены. И дело не в трусости и предательстве, как пишут многочисленные блогеры, а в объективной логике операций. Дебальцевская группировка была обречена после падения Углегорска.
Теория военной операции прекрасно работает.

Украина, война

Previous post Next post
Up