Радио полковника Куртца. Передача девятая.Стабильность как основа перемен.

Jul 13, 2012 16:19


Стабильность как основа перемен.

Одним из самых устойчивых социальных феноменов, если не самым устойчивым является общество. Одно и тоже общество может переживать целые исторические эпохи. В моём обществе  присутствует летний праздник в начале июля из одной эпохи, весенний праздник в апреле-мае из другой и в самом начале января из третьей. При этом история свидетельствует о том, что общественные отношения регулярно претерпевают значительные изменения. Каким же образом совмещается стабильность общества как такового и его изменчивость притом, что само общество представляет собой пример гомеостатической - стремящейся к равновесию системы?

Ответ прост. Именно стремление к равновесию и определяет необходимость изменений. Общественные изменения происходят тогда, когда общество более не может сохранять стабильность на существующем уровне. Та самая революционная ситуация, когда верхи не могут, низы не хотят. Тогда происходит революционное изменение, и общество переходит на новый уровень стабильности. Это обычно подразумевают под развитием. Бывает развитие с отрицательным знаком (регресс), когда дестабилизированное общество обретает стабильность на более низком уровне, обычно это сопровождается контрреволюционным процессом. Регресс  соответствует первичному упрощению и позволяет находится на менее затратном, с точки зрения социальной энергии, уроне общественных отношений. Из-за чего процесс отрицательного развития гораздо более прост, нежели прогресс. От чего же тогда наблюдается всеобщий исторический общественный прогресс? По всё той же причине - из-за стремления к стабильности. Новые верхние уровни развития общества обеспечивают гораздо более высокую стабильность существования. Отличный пример демонстрирует неолитическая революция, когда выходом на более стабильный уровень существования общества стал отказ от зависимости наличия зверей в лесу в пользу кропотливого возделывания зерновых культур. Переход оказался настолько революционным, что преобразил общественные отношения кардинально, предложив в качестве бонусов классовое общество, государство и цивилизацию. Вторым весомым аргументом развития является принципиальная незамкнутость большинства обществ и их конкурентная борьба. Как только одно из обществ переходит на новую более высокую ступень развития, так тут же взаимодействующие с ним соседи совершают тот же переход. Иначе, они рискуют быть уничтоженными успешным соседом. В этом кроется суть процесса вестернизации наблюдавшегося на протяжении нескольких последних столетий. Дело было не столько в усилиях колонизаторов, сколько в явном преимуществе западных обществ над остальными, из-за чего любые общества вынуждены были модернизироваться до западного уровня. Пример Японии, говорит, что закрытие не избавляло от этой проблемы. Методы модернизации зависели уже от местных условий. Общества ради поддержания стабильности вынуждены следовать путем общественного прогресса, это в свою очередь придает линейный характер этому процессу.

Модернизационное влияние успешных обществ создает предпосылки для альтернативного революционному - эволюционному общественному развитию. В этом случае критической дестабилизации общества не происходит. Если же в обществе преобладают настроения отказа от модернизации, то ускоряются дестабилизационные процессы, выводящие общество на революционный путь (Япония 1868 г, Россия 1917 г.). Сам революционный процесс получает положительную оценку, так как общество перешло на новый уровень стабильности после завершения революционного процесса. В случае последующей контрреволюции оценка революционного процесса приобретает отрицательный характер (постсоветский период в России). Внутренняя модернизация исповедываемая сторонниками эволюционного пути подразумевает создание общественных предпосылок преодолевающих гомеостатический эффект в обществе. В этом случае деятельность внутренних модернизаторов должна следовать двум критериям. Первый критерий наличие четкого представления о новом более качественном состоянии общества. Второй критерий наличие пути - очевидных последовательных действий описанных согласно понятийному аппарату общества и приводящих в конечном этапе к новому состоянию. Участие внутренних модернизаторов в политической жизни общества возможно, но реализация их программы целиком зависит от угрозы дестабилизации и наличия дестабилизированных масс. В нормальном стабилизированном обществе политическая деятельность сводится к конкуренции между предложениями, обеспечивающими сохранение стабильности. Следование первому критерию создает деятельною массу модернизаторов, второй позволяет запустить сам процесс модернизации.

Дополнительным фактором, обеспечивающим модернизационный потенциал, является принципиальная открытость общества. Закрытые общества лишают себя возможности воспроизводить внутренних модернизаторов - переводя их в роль революционеров (или контрреволюционеров), что соответствует представлению об ускоренном накоплении энтропии в закрытых системах. Стабильность закрытых обществ гораздо выше, но нивелируется низкой конкурентоспособностью. Оставшиеся в виду естественных причин (изолированность) на нашей планете примитивные общества этому наглядный пример.

Возвращение на более примитивный уровень общественных отношений в ходе контрреволюционного процесса приобретает характер возвращения к обычаям предков. Это естественным образом сопровождается технологической деградацией, так как высокий уровень общественных отношений предполагает соответствующее технологическое обеспечение. Исключения составляют случаи внешнего внедрения высоких технологий в рамках процесса экономической глобализации. По причине отсутствия общественных отношений обеспечивающих поддержание высокого технологического уровня последний утрачивается с исчезновением экономической глобализации.

В итоге общественный прогресс представляет собой линейный процесс обретения новой стабильности.
Нынешние борцы с пресловутой стабильностью не обладают революционным потенциалом и не соответствуют эволюционным критериям. Соответственно их деятельность может носить лишь контрреволюционный (регрессивный) характер. Особый вред эта деятельность наносит внутреннему модернизационному потенциалу из-за ответного усиления гомеостатического эффекта («Хватит раскачивать лодку!»). В этой связи мне приходится трактовать нынешний всплеск «борьбы с режимом» как внешнюю акцию носящую послеиндустриальный характер со стороны послеиндустриальных конкурентов России.

общество, теория социализации

Previous post Next post
Up