Наверняка книгу можно будет купить на Санкт-Петербургском книжном салоне, который откроется завтра. Но лично мне эта книга, в общем-то без надобности - я не принадлежу к адептам теорий Гумилева, а имеющиеся в инете статьи с критикой гумилевских концепций я уже прочитал. Про статью Мосионжника я спросил на всякий случай - у меня есть сканы этой статьи, но я никак не решу - стоит ли распознавать её текст и выкладывать в своём ЖЖ.
Когда-то я им болел. Но вовремя выздоровел. Самым большим удивлением для меня было, когда увидел на одном палеонтологическом форуме, насколько скептически к его идеям относятся биологи.
> насколько скептически к его идеям относятся биологи
Современный исследователь В.Ф. Левченко замечает, что толкование пассионарности у Л.Н. Гумилёва «переставляет местами причину и следствие <...>: истощение ресурсов среды приводит к нарушению традиционного образа жизни, распаду культуры родительского этноса и уже как следствие - к появлению особого пассионарного типа субкультуры, в которой ослаблены морально-этические ограничения. Иначе говоря, распад этноэкосистемы и есть причина появления пассионариев, а не наоборот». И уж если действительно человек - «часть биосферы», если он действительно подчинён тем же законам, что и прочие живые существа, - почему в таком случае «пучки энергии, приходящие из Солнечной системы», вызывают «пассионарные толчки» только у человека? Есть ли вообще хоть где-нибудь данные о том, что в таких случаях происходит с остальными видами? Реагируют ли они подобным же образом? Л.А.Мосионжник
Очень неудачный отрывок. Сам Гумилев упоминал муравьвев и леммингов. Более того, он считал космическую причину одной из возможных гипотез. А первая часть предложения похожа на правду.
P.S. У меня научный руководитель любил хренью страдать, описывал этнос системой дифур с 12 параметрами всего
"Историк", называющий источниковедение - "мелковедением", по какой-то ошибке получил свою научную степень. Сейчас, именно эта степень, в купе с открытым памятником, учебным заведением и постулируемая "талантливость" служит аргументом для апологетов. Хорошая новсть, дзяке.
По меркам 60-х гг. прошлого века вряд ли кто-то лучше Гумилева знал хуннскую тематику можно хоть сколько ругать его поздние работы, но ранние вполне научны
Лурье и Клейн крайне скептически отзывались о таковой. Не раз возникал вопрос: почему "известный археолог" практически не прибегает к данным археологии в своих построениях? Могу быть неправым, но, лично мне, не понятно как такой исследователь мог заслуженно получить научную степень по истории при его выкладках по фактологии.
Comments 17
Reply
Reply
Но лично мне эта книга, в общем-то без надобности - я не принадлежу к адептам теорий Гумилева, а имеющиеся в инете статьи с критикой гумилевских концепций я уже прочитал.
Про статью Мосионжника я спросил на всякий случай - у меня есть сканы этой статьи, но я никак не решу - стоит ли распознавать её текст и выкладывать в своём ЖЖ.
Reply
только осталось преодолеть 2500 км до Питера)
Reply
Reply
Современный исследователь В.Ф. Левченко замечает, что толкование пассионарности у Л.Н. Гумилёва «переставляет местами причину и следствие <...>: истощение ресурсов среды приводит к нарушению традиционного образа жизни, распаду культуры родительского этноса и уже как следствие - к появлению особого пассионарного типа субкультуры, в которой ослаблены морально-этические ограничения. Иначе говоря, распад этноэкосистемы и есть причина появления пассионариев, а не наоборот».
И уж если действительно человек - «часть биосферы», если он действительно подчинён тем же законам, что и прочие живые существа, - почему в таком случае «пучки энергии, приходящие из Солнечной системы», вызывают «пассионарные толчки» только у человека? Есть ли вообще хоть где-нибудь данные о том, что в таких случаях происходит с остальными видами? Реагируют ли они подобным же образом?
Л.А.Мосионжник
Reply
P.S. У меня научный руководитель любил хренью страдать, описывал этнос системой дифур с 12 параметрами всего
Reply
Reply
Reply
Reply
можно хоть сколько ругать его поздние работы, но ранние вполне научны
Reply
Reply
Leave a comment