Воображение и усилие

Sep 02, 2018 20:12

Принцип воображаемых сообществ, согласно Андерсону, вступает в силу тогда, когда речь идёт о коллективе, куда большем, чем тот, что существует здесь и сейчас и составлен из людей, непосредственно знакомых друг с другом. Принадлежность к воображаемому сообществу ощущают люди, "разделённые в пространстве и времени" (Баньковская) и потому нуждающиеся в иных доказательствах своей общности, чем очевидное взаимодействие.

Ввиду этого предлагается весьма своеобразное определение тому, что мы называем воображением, - это "дополнительное усилие" (социальной идентификации). Основания для такой дефиниции следующие:

Потому что воображение предполагает всё-таки некоторое усилие, выход за пределы очевидности. <...> Быть может, воображение вступает в свои права тогда, когда нам приходится с некоторым уже усилием воспринять как своё то, что рассредоточивается, удаляется от нас в пространстве и времени, что перестаёт непосредственно - говоря языком уже другой традиции - быть нашим жизненным миром? (с) Светлана Баньковская "Воображаемые сообщества как социологический феномен" (предисловие к "Воображаемым сообществам: размышлениям об истоках и распространении национализма" Бенедикта Андерсона)

Вот только эта теория - из разряда тех, что опираются на мнимо очевидные предпосылки. Возможно, для кого-то воображение действительно начинается за границами привычного мира и переход к нему требует пресловутого "дополнительного усилия". Однако им не мешало бы учесть и существование меня людей с иным мировоззрением, которым дополнительное усилие всякий раз требуется для того, чтобы не выйти за пределы очевидности.

Воображение - как река: необходима плотина, чтобы оно (временно!) остановилось. А не уследишь за плотиной - хлынет.

То же, для чего нужно дополнительное усилие, - это не воображение. Это креативные практики.

литературное килевание_1, воспитатель драконов_1, блины с чёрной иронией_1, узелки с изнанки

Previous post Next post
Up