Один день из

Jun 13, 2017 21:31

Поняла, наконец, чем мне не нравятся все эти многочисленные вариации на тему "Один день из жизни Ивана Дэллоуэй". Смешением линейного и циклического повествования. С одной стороны, детализация "одного дня" предполагает уникальность описываемых событий, ощущений, визуальных переживаний; с другой - все эти мимолётности и случайности каким-то образом должны отображать ежедневное течение жизни в ее сущностных особенностях.

Ан не отображают. И ни единожды не удавалось усвоить опыт нашинкованного таким образом персонажа, не способного взять вверх над потоком своего сознания. В этом ходячем суповом наборе из бликов, мурлыканья и колотья в боку нет ни намёка на тайну - а значит, и потенциала дорасти до героя. Ни тем более до автора - поскольку такой уровень предполагает способность преодолеть монотонную эмоциональную вивисекцию. Но какое там развёртывание духа, когда в витрине выставили розовые кукольные башмачки и можно семь страниц старательно мусолить кончики их шнурков - чтобы больше ни разу не вспомнить о них до самого конца повествования!

И потом, все эти попытки втиснуть историю (жизнь как историю) в один день - едва ли не смехотворное усилие. Ведь это не классицистская история, изначально способная уместиться в русло пресловутого триединства, но упрямое обрубание начал и концов, а зачастую и вырубание середины с последующим стяжением недвижных останков только ради того, чтобы они уложились в прокрустово ложе насквозь искусственного сюжета.

Но перебор деталей и запчастей ради простого перебора, дарлинги, хорош в прозекторской. А в литературе эта некрофилия претит.

литературное килевание_1, альстрёмерия головного мозга, воспитатель драконов_1, блины с чёрной иронией_1

Previous post Next post
Up