В Самаре продолжается аппаратное противостояние между председателем счетной палаты региона Антониной Зубковой и руководителем областной службы госфинконтроля Ольгой Михеевой. Начав в отношении друг друга комплекс проверочных мероприятий с выявлением различных нарушений по расходованию бюджетных средств, впоследствии ведомства Зубковой и Михеевой продолжили разбирательства в судебной плоскости. После того как госфинконтроль обнаружил у счетной палаты почти 40 фактов процедурных нарушений закона о контрактной системе и возбудил несколько дел об административных нарушениях, Зубкова не согласилась с предписанием Михеевой: аудиторы попытались отменить решение в судебном порядке. Однако в конце сентября Ленинский райсуд Самары отказал счетной палате в удовлетворении исковых требований.
Но история с противостоянием двух контролирующих ведомств, похоже, имеет двойное дно и уходит корнями в нарастающий в Самарской области политический конфликт.
Газовая служба мировых судей
Развернувшееся противостояние госфинконтроля и счетной палаты сегодня происходит на фоне идущей атаки в отношении председателя облизбиркома Вадима Михеева и службы мировых судей, руководителем которой с 2006 по 2011 годы также являлся Михеев. 9 октября правительственный
портал ВолгаНьюс сообщил, что проверки правоохранительных органов в отношении аппарата мировых судей закончились ничем. Напомню, что именно счетная палата в конце 2014 года отчиталась о результатах проверки использования бюджетных денег, выделенных службе мировых судей с августа 2012 по июнь 2014 года. По данным ведомства Зубковой, ущерб облбюджету составил 25 млн рублей. Было также выявлено завышение суммы госконтракта на 8,6 млн рублей при покупке нежилого помещения, в которое впоследствии переехал облизбирком под руководством Михеева. На основании отчета счетной палаты, проверки в дальнейшем были проведены региональным следственным комитетом, однако они ничего не нашли.
Параллельно с проверкой работы службы мировых судей, счетная палата изучила эффективность бюджетных расходов со стороны избирательной комиссии Самарской области. В июне аудиторы в числе прочего установили факты начисления премий сотрудникам облизбиркома за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячных денежных поощрений и прочих надбавок. Кроме того, контрольный орган посчитал, что избирком нерационально использует помещение, так как избыток площади для размещения работников комиссии составил свыше 700 кв.метров.
Интерес счетной палаты к работе избиркома и службы мировых судей - неслучаен. Дело в том, что Вадим Михеев более десяти лет работал в судебной системе: сначала трудился в региональном управлении судебного департамента при Верховном суде РФ, где отвечал за становление и развитие института мировых судей. Впоследствии, в 2006-2011гг, Михеев являлся руководителем службы мировых судей по Самарской области. Институт мировых судей - один из ключевых инструментов, при помощи которого холдинг "Волгопромгаз" во главе с Владимиром Аветисяном формировал в регионе устойчивую группу влияния в административно-политической и бизнес-среде. Возможно, поэтому окружение губернатора Николая Меркушкина, в том числе через своих протеже в счетной палате типа Константина Машкова (подробнее о Машкове -
http://tahir-baybekov.livejournal.com/244066.html), продолжает усиленно копать под облизбирком.
Финконтроль - в преддверии выборов
Тем временем, пока летом Михеев и Солдатов краснели перед председателем ЦИКа РФ Владимиром Чуровым в связи со скандальными выборами в райсоветы Самары, в бой против счетной палаты пошла тяжелая артиллерия - супруга председателя облизбиркома, глава госфинконтроля Ольга Михеева. Супруги Михеевы, в рамках своих полномочий, перешли в контратаку в отношении ведомства Зубковой. После выявленных нарушений закона о контрактной системе в сфере закупок, госфинконтроль поспешил заявить, что счетна палата не стала регулировать вопросы в досудебном порядке, а обратилась с исковым заявлением в суд. Госпожа Михеева с гордостью сообщила через
сайт ведомства, что госпожа Зубкова проиграла. При этом, по данным газеты "Самарское обозрение", разбирательства в Ленинском райсуде обе стороны предпочли проводить в закрытом режиме. Видимо, есть что скрывать?
Это неудивительно, так как аппаратная борьба госфинконтроля и счетной палаты, вероятно, является следствием нарастающего политического противостояния в Самарской области. В преддверии федеральных и региональных выборов в 2016 году, Меркушкин, видимо, желает усилить контроль за деятельностью облизбиркома и нижестоящих комиссий. Региональный избирком является коллегиальным органом: сроком на 5 лет, формируется губернской думой и губернатором на основе предложений партий и общественных объединений, органов муниципальных образований, а также избирательной комиссии предыдущего состава и ЦИКа. Нынешний состав избиркома был сформирован в 2011 году. К примеру, господин Михеев на пост руководителя, по предложению ЦИКа РФ, был назначен еще экс-губернатором Владимиром Артяковым. В свою очередь, Алексей Солдатов на пост зампредседателя комиссии назначен губернской думой (подробнее о Михееве и Солдатове -
http://tahir-baybekov.livejournal.com/212972.html,
http://tahir-baybekov.livejournal.com/271870.html). При этом, до назначения в облизбирком Михеев и Солдатов успели активно поработать на руководящих должностях горизбиркома Самары, во время выборов мэра и городской думы в 2010 году. Та избирательная кампания ее участникам запомнилась административно-силовой зачисткой неугодных для власти и "Волгопромгаза" кандидатов.
В этой связи, не исключено, что череда проверок счетной палаты в отношении облизбиркома и службы мировых судей обусловлена желанием Меркушкина подсидеть людей Аветисяна в органах власти. Однако окружение Николая Меркушкина, вполне возможно, до сих пор в полной мере не осознает о реальном количестве чиновников в региональных и федеральных госорганах, тесно связанных с Владимиром Аветисяном.
Когда надо, Меркушкин и Аветисян умеют договариваться.