На прошлой неделе сотрудники полиции и следственного комитета провели обыск сначала в квартире, а затем - в офисе у руководителя НКО "В защиту прав избирателей "Голос-Поволжье" Людмилы Кузьминой. Обыск силовики проводили в связи с якобы неуплатой в качестве налогов более 2,2 млн рублей в рамках возбужденного следователями уголовного дела. До этого, организацию уже проверяли прокуратура, самарское областное управление минюста РФ, а также налоговые органы. Впоследствии "Голос-Поволжье" подал иск в Арбитражный суд Самарской области о признании незаконным решения межрайонной инспекции ФНС No 18 от 6 июня 2014 о взыскании с фонда неуплаченных налогов. Но на прошлой неделе, 5 февраля, суд отказал "Голосу" в удовлетворении требований. Также стало известно, что минюст в спешном порядке внес самарский "Голос" в реестр НКО, выполняющих функции "иностранного агента".
Активность проверок в отношении НКО "Голос-Поволжье" и персонально Людмилы Кузьминой уже многие эксперты расценили как продолжающуюся политическую тенденцию по зачистке неправительственных организаций, проводящих наблюдение в ходе выборов. Это выгодно как силовым структурам, подчиняющимся Москве, так и самарскому губернатору Николаю Меркушкину, в ходе так называемых губернаторских выборов-2014 "прошедшему через народ" не без нарушений.
Обеспечить явку - любой ценой
Отправляясь на досрочные выборы губернатора, необходимость которых для региона отсутствовала в принципе, Меркушкин почти сразу поставил задачу всему административному аппарату: обеспечить высокую явку. Под прямым контролем из Кремля, к безальтернативным выборам были допущены технические кандидаты, открыто признавшиеся, что бороться будут не за первое место, а - за серебро, бронзу и тд. Но в условиях, когда нет конкуренции, встала проблема с реальной явкой на выборы. Поэтому в ход пошло жесткое применение административного ресурса. Учителей начали в приказном порядке привлекать к предвыборной агитации за кандидата Меркушкина. Администрации школ вызывали педагогов с отпусков и направляли их на агитационную работу. Как сообщала представитель общественной организации "Самара для людей" Оксана Ланцова, учителей заставляли осуществлять поквартирные обходы жителей с предложением ответить на вопросы в рамках предвыборных анкет от имени Меркушкина. В ходе дальнейших агитационных волн, учителей заставляли также раздавать персональные обращения Меркушкина на имя жителей домов (то есть, персональные данные самарцев были открыто использованы с целью агитации).
Не оставались в долгу перед кланом Меркушкина и чиновники. Подразделения правительства области, работники городских и районных администраций занимались агитацией в рамках меркушкинской стратегии "слушать и слышать": проводили встречи с избирателями, раздавали обещания, что те дома, жители которых покажут максимальную явку в ходе голосования, в будущем смогут получить дополнительное бюджетное финансирование на ремонт домов и благоустройство дворов. Впоследствии чиновники городских администраций, с подачи облправительства, начали формировать списки домов, где официальная явка превысила 80-90 %, на получение бюджетного финансирования из министерства энергетики и ЖКХ. Кстати, как глава ведомства Сергей Крайнев будет выполнять наказ Меркушкина в условиях секвестированного облбюджета, остается загадкой.
В Новокуйбышевске городские чиновники организовали встречу с молодыми семьями города - около 65 человек. И, в рамках стратегии "слушать и слышать друг друга", пообещали жителям выдать до конца 2014 года жилищный сертификат, в обмен на досрочное голосование. Несмотря на подкуп избирателей, обещание хотя бы было выполнено?
Окрик из Москвы
Чрезмерное применение правительством Меркушкина админресурса привело к тому, что сначала на это обратили внимание в полпредстве президента РФ по ПФО. Помощники Михаила Бабича рекомендовали варягу из Мордовии не заставлять глав городов и районов Самарской области принудительными методами повышать явку до 70-90 %; не принуждать работников бюджетной сферы заниматься агитацией. В ответ господин Меркушкин делал вид, что это - не он, а чиновники-самодуры на местах. Но, видимо, в Москве в эту чушь не поверили. Поэтому с подачи главы ЛДПР Владимира Жириновского, в регион с проверкой прибыли сотрудники генпрокуратуры, следственного комитета. Окрик из Москвы привел к тому, что региональные власти начали в спешном порядке снижать применение административного ресурса для привода жителей на досрочное голосование. А сам господин Меркушкин делал упреждающие заявления, мол, оказывается "сейчас начали говорить, что при досрочном голосовании что-то делается не то...".
Досрочное голосование - при минимуме наблюдателей
Параллельно с накруткой явки в ходе досрочного голосования, шла работа по минимизации присутствия наблюдателей на участках. Окружению Меркушкина необходимо было ограничить работу наблюдателей, включая от НКО "Голос" под руководством Кузьминой. Это было крайне важно, так как фиксировавшиеся наблюдателями нарушения портили картину всенародной любви самарцев к всенародно избранному губернатору Самарской области. А присутствовавшие наблюдатели от "Голоса" и члены комиссий, тем временем, фиксировали нарушения, в том числе организованный подвоз студентов вузов. У кураторов, отвечавших за подвоз учащихся, на руках были списки с полными данными студентов. После участия в досрочном голосовании, каждый студент расписывался в этих списках. А заявления, которые студенты подавали в территориальные избирательные комиссии при досрочном голосовании, все как один были написаны под копирку: учащиеся вузов писали, что не смогут голосовать 14 сентября, по причине режима учебной деятельности. Оказывается, все вузы в воскресенье внезапно организовали учебный процесс.
В конечном итоге, административные технологии, раздача "бюджетных пряников", массовые встречи господина Меркушкина с народом, ювелирная работа с итоговыми протоколами со стороны чиновников облизбиркома под руководством незаменимого специалиста Вадима Михеева - сделали свое дело: свыше 91 % за Меркушкина. Но "мордовские результаты" омрачились выявленными нарушениями. А этого, по мнению власти, нельзя допустить в преддверии сентябрьских выборов в гордуму Самары.
Меркушкин, в ходе выступления на внеочередном заседании Самарской губернской Думы в сентябре 2014 года, в преддверии отмены всенародных выборов мэра Самары: "За Матвеева голосовали члены Голоса. А вы знаете, кто такие, этот Голос?"
P. S. Людмила Кузьмина - у себя дома, после обысков и допроса в следственном комитете.