Вчера лидер КПРФ Геннадий Зюганов направил
правительственную телеграмму на имя Путина, поставив президента в известность, что "из Самарской области, как ранее из Мордовии, поступают сообщения о серьезных злоупотреблениях должностными полномочиями, неприкрытом давлении на политических оппонентов и запредельном использовании административного ресурса со стороны Николая Меркушкина. Представители КПРФ также заявляют, что сегодня в Самарском регионе даже коммунистам запрещают подписываться за их кандидата, угрожая увольнением.
Тем временем, руководитель департамента информационной политики правительства области Сергей Филиппов в группе "Блогеры Самарской области" в фейсбуке пишет, что "муниципальные депутаты, матерясь про себя, сдают подписи в поддержку кандидатов в губернаторы от чужих для них партий, а здесь вой стоит по поводу "методов Меркушкина". И это после того, как он публично заявил, что все "конкуренты" от парламентских партий точно пройдут муниципальный фильтр. Причем, один из них жаловался в кулуарах, что ему еще приходится ездить по районам и встречаться с депутатами. Типа, могли бы и сами ему привезти нотариально заверенные подписи. Так кто берега-то попутал? Будут подписи, не волнуйтесь. Меркушкин обещал - значит сделает", - обнадеживает господин Филиппов потенциальных кандидатов в губернаторы. Хотя, на мой взгляд, будет неплохо, если Меркушкин не выполнит обещание, и пойдет на выборы, скажем, вместе с депутатами губернской Думы - эсером Михаилом Маряхиным и лдпровцем Михаилом Белоусовым. Или же - останется один на один с техническим кандидатом Валерием Синцовым.
Но в складывающейся ситуации есть определенные "подводные камни". Например, директор агентства информационно-политических технологий "Горизонт" Михаил Куракин
справедливо указывает, что окружение господина Меркушкина усиленно ищет губернатору публичных "врагов", которых по факту нет. Согласен с Куракиным, что ряд людей из окружения Меркушкина сегодня стараются показать свою результативность и максимальную лояльность, чтобы сохранить доступ к освоению средств из областного бюджета и после выборов. Надо заметить, им действительно есть чего опасаться, особенно учитывая, что привезенные из Мордовии чиновники не доверяют некоторым сотрудникам областного правительства и порой по несколько раз перепроверяют официальные справки, подготовленные самарскими коллегами.
Но есть еще один нюанс, который, вполне вероятно, заставляет господина Меркушкина подстраховывать свою безальтернативную избирательную кампанию. Даже в условиях административно-политической зачистки, проводившейся в Самарской области далеко не один год, даже в условиях практически полной отмены Меркушкиным за последние пару лет выборов глав районов и городов региона, окружение губернатора может опасаться мобилизации наблюдателей в день голосования. Немудрено, так как они могут зафиксировать определенные нарушения в процедуре голосования. Тогда господину Меркушкину будет сложнее заявлять, что он - легитимный губернатор, избранный без нарушений.
Показательными в этом плане являются выборы депутатов Тольяттинской гордумы в сентябре 2013. Наблюдателям от ассоциации "Голос" и от КПРФ удалось зафиксировать серьезные нарушения в ходе голосования (подробнее -
http://tahir-baybekov.livejournal.com/198483.html). Неопечатанные и неопломбированные урны, пустые бюллетени возле урн, заход в кабинки для голосования по несколько избирателей одновременно, отказ в выдаче наблюдателям итоговых протоколов голосования, незаконная агитация - вот лишь часть официально зафиксированных нарушений. В ходе самих выборов агитационные газеты КПРФ незаконным образом изымались сотрудниками полиции. Кандидаты-единороссы - представители так называемой "команды губернатора" - фактически осуществляли подкуп избирателей, раздавая подарки с продуктовыми наборами. А в образовательных учреждениях публично вели агитацию, что также запрещено законом. Локомотивом выборов в гордуму, конечно, стал губернатор Николай Меркушкин, за три летних месяца посетивший Тольятти, по разным данным, от 60 до 80 раз. И каждый визит господина Меркушкина сопровождался использованием своего должностного положения в ультимативной агитации в интересах одной из партий. Модерируя избирательный процесс в Тольятти с целью реального занижения явки, "команда губернатора" параллельно вела административную работу для мобилизации бюджетников и использования ресурса горизбиркома в целях фальсификации итогов голосования. В то же время, мобилизация наблюдателей позволила зафиксировать эти нарушения. Руководитель ассоциации "Голос" Людмила Кузьмина
ludmila-kuzmina также подчеркивала, что в интересах "команды губернатора" в Тольятти осуществлялись фальсификации выборов -
http://ludmila-kuzmina.livejournal.com/417112.html. Эксперты впоследствии высказали мнение, что за каждого депутата-единоросса по округу было вброшено не менее 200 бюллетеней, что и обеспечило депутатское большинство "Единой России".
Между тем, у тольяттинского отделения КПРФ были серьезные шансы оспорить результаты выборов-2013 в судах, вплоть до Верховного суда РФ. Но местный интриган, лидер КПРФ в Тольятти депутат губдумы Виталий Минчук, как говорят, слил такой серьезный шанс. Связано это в том числе с тем, что господин Минчук имеет совместные бизнес-интересы с руководителем тольяттинского отделения "Единой России", депутатом губдумы Николаем Ренцем.
Поэтому, превращая сегодня выборы губернатора региона в откровенный фарс, задумываюсь: может быть, окружение Меркушкина опасается мобилизации наблюдателей в день голосования? Тогда я не удивлюсь, если в ближайшее время мы вновь увидим пиар-атаку, например, на Людмилу Кузьмину. Ведь Меркушкину нужны не наблюдатели, а - легитимность, которой он сможет похвастаться перед жителями Самарской области и перед Путиным.
Николай Меркушкин опасается наблюдателей в день голосования и не хочет пропускать через "фильтр" всех кандидатов?
P. S. Фото - со страницы депутата губернской Думы Михаила Белоусова в фейсбуке.
P. P. S. Помощник врио губернатора Сергей Филиппов разъясняет тонкости "муниципального фильтра" для потенциальных кандидатов на пост главы региона.