В продолжении темы:
1 часть,
2 часть ,
3 часть Для начала предлагаю пройти по ссылке и посмотреть про города - призраки в Китае:
http://www.youtube.com/watch?v=rPILhiTJv7E Как видите, в Китае очень много новостроек, которые стоят пустые. Китайцы не могут себе позволить выкупить построенные для них квартиры. Следовательно, строительные компании не могут возвратить банкам кредиты. Напрашивается аналогия с ипотечным кризисом 2008 года в США, с той лишь разницей, что в США кредиты не могли возвратить граждане, а в Китае строительные компании. Думаю, что правительство Китая имеет возможность найти выход из этого кризиса, но при этом придется высаживать десанты аудиторов для того чтобы контролировать ход выполнения решений центрального правительства местными властями, которые сами не имеют возможности вернуть долги:
В 2008 году правительство объявило о пакете стимуляционных мер на 600 млрд долл., что помогло стране относительно легко пережить глобальный экономический кризис. Однако следствием стали огромные займы местных властей на инфраструктурные проекты, расплатиться в срок за которые они подчас не в состоянии. На конец 2010 года долги составляли 10,7 трлн юаней (1,68 трлн долл.).
По оценкам официального Пекина, объем плохих кредитов составляет 2,5-3 трлн юаней (393-472 млрд долл.), в то время как в Standard Chartered считают, что этот показатель может составить 8-9 трлн юаней (1,2-1,4 трлн долл.). Как отмечает агентство Reuters, худший вариант превысит объем списаний в финансовом секторе США в 2008 году - 700 млрд долл.
......................
Одним из приоритетов на ближайшие пять лет Пекин объявил сдерживание роста цен на недвижимость, что не нравится местным администрациям. Дело в том, что муниципалитеты заинтересованы в максимально высоких ценах на рынке, так как продажи земельных участков обеспечивают их долговые обязательства и в целом дают до 40% всей прибыли. Теперь же их вынуждают отказаться от земли в качестве залога по кредитам.
http://www.rbcdaily.ru/2011/10/11/world/562949981699532 Сейчас центральное правительство Китая вынуждено в ручном режиме разруливать долговой кризис в г. Вэньчжоу - экономическом центре провинции Чжэцзян. В прошлом месяце в Вэньчжоу с экстренным визитом приезжал премьер Китая Вэнь Цзябао решать проблему "бегства боссов". Ухудшившаяся экономическая ситуация связанная с ростом курса юаня и уменьшением покупательной способности зарубежных партнеров поставило многие предприятия Китая на грань выживания, вследствие чего они не смогли расплатиться по банковским долгам и залезли в долги к подпольным ростощикам. Результат - около 100 боссов из Вэньчжоу бежало кто куда - заграницу или в неизвестном направлении. Дошло даже до самоубийств.
http://www.chinadaily.com.cn/business/2011-10/12/content_13876256.htmhttp://www.chinadaily.com.cn/china/2011-11/06/content_14044160.htmПримечательно то, каким образом правительство Китая борется с долговым кризисом внутри страны. Второе лицо государства (а по сути первое - что касается внутренней политики) приезжает и спасает средних и мелких предпринимателей от долгов. Причем, объявляется то, что вернувшиеся беглецы будут прощены и им помогут расплатиться с долгами. 15 сбежавших боссов из 100 уже вернулись (видимо те, кто не сильно погряз в криминальных долгах перед ростовщиками). Налицо довольно специфическое (с нашей точки зрения) отношение правительства Китая к бизнес-кадрам. Разработана
программа по поддержке банками мелкого и среднего бизнеса. Была также объявлена борьба с ростовщиками.
Насколько успешна будет решена проблема внутрикитайских долгов покажет время. Наверняка КПК с этой проблемой справится. Однако здесь показательно другое - финансово-дипломатическое давление Запада уже имеет серьезное влияние на экономику Китая. Здесь конечно необходимо вспомнить недавний
отказ Китая кредитовать Европу. Европа не захотела выполнить условия Китая: отказ от критики валютной политики и использования юаня в качестве европейской резервной валюты. Слова отказа Ху Цзиньтао при этом имели глубокий подтекст: "Мы убеждены, что мудрость и компетенция политиков Европы позволят им преодолеть текущие проблемы".
Также картина была бы не полной без упоминания возросшей активности китайско-российских отношений. После опыта совместных действий по Сирии в Китае надеются на поддержку со стороны Путина. Можно допустить по крайней мере три варианта развития событий:
1. Путин сближаясь с Китаем действует согласно указаниям Запада, цель которого вытянуть Китай из состояния осторожного нейтралитета по международным проблемам. ШОС здесь как нельзя кстати, как, впрочем, и угрозы в адрес Ирана.
2. Каждый визит Путина в Китай имеет довольно утилитарную цель - своим присутствием
способствовать торгу своих бизнес-партнеров олигархов. Вот и в этот раз обнадежив китайцев Путин выторговал сделку по поставкам газа в Китай, которую сами китайцы
оценивают как невыгодную для Китая. Вероятно Путин играет на геополитических надеждах китайцев исключительно в своих меркальтийных интересах и интересах российского олигархата.
3. Путин решил отмежеваться от Запада, опереться на Китай. Стоит отметить, что такой поворот событий наименее вероятен.
Итак:
1. Меры Запада по финансово-дипломатическому давлению на Китай имеют ограниченный, но успех;
2. Китай попытался заручиться поддержкой Европы в области валютной политики в обмен на кредиты, но Европа, несмотря на кризис, предпочла оставаться в союзе с США (под управлением ПП), отказалась от помощи Китая;
3. В Китае надеются на поддержку со стороны Путина. Однако Путин не является надежным союзников Китая.