К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы "Баня", "Аристократка", "История болезни", которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В 1930-х годах в составе группы советских писателей он совершил поездку по Беломорканалу, организованную в пропагандистских целях. После этой поездки написал "Историю одной жизни" (1934) о перевоспитании в лагерях преступников. https://ria.ru/20140810/1019339877.html
Унылый человек жаловался психиатру на раздражение по любому поводу: грязь в трамваях, капающий кран - все умножало его отвращение к жизни. Доктор посоветовал читать рассказы Зощенко. "Михаил Зощенко - это я", - ответил пациент.
В жизни все эти люди вызывали у Зощенко физическую неприязнь. Он весело писал о трамвайных хамах и до тошноты страдал, когда ехал с пассажирами, которые сплевывали на пол шелуху от семечек. "Раздвоение" мешало ему читать рассказы со сцены. Его без конца приглашали, и он почти всегда "имел неуспех". Читал вяло, новинки не предлагал. Получал записки: "Если вы автор этих рассказов, то зачем вы их читаете?" Парировал: "Если вы читатель этих рассказов, то какого лешего слушаете!" Публика просила: "Лучше расскажите покомичнее, как вы к нам доехали". Зощенко в бешенстве кричал: "Сел в поезд. Родные умоляли не ехать. Говорили: замучают идиотскими вопросами".
У Зощенко часто возникали тревожные состояния - он неделями боялся выйти из дома. Пробовал лечиться непрерывными любовными романами на фоне семейной жизни. Кстати, предпочитал замужних женщин и особый шик находил в том, чтобы "потом" познакомиться с их мужьями. Это "лечение" не помогало, а лишь делало более тяжелыми приступы депрессии. И тогда писатель решил произвести над собой "опыт самоанализа по Фрейду". То есть в деталях вспомнить свою жизнь до максимально близкого к началу периода, найти в младенчестве и объяснить причины всех своих проблем. https://radiosputnik.ria.ru/20190810/1557347939.html
В этом доме, в так называемой «писательской надстройке» (в начале 1930-х годов прежде трехэтажный дом был надстроен двумя этажами писательского кооператива), Зощенко жил на пике своей славы - с 1934 года, занимая 5-комнатную квартиру (№ 122). В разные годы соседями Зощенко по кооперативу были Н. Заболоцкий, В. Каверин, Б. Корнилов, Н. Олейников, Вс. Рождественский, М. Слонимский, В. Стенич, Б. Томашевский, О. Форш, Е. Шварц, Б. Эйхенбаум и другие.
В постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) творчество Зощенко получило негативную оценку, его произведения перестали печатать. Сильно нуждающийся писатель предпринял попытку обменять свою большую квартиру на меньшую с доплатой. Последовала серия квартирных обменов, в результате которых писатель в итоге занял гораздо более скромную 2-комнатную квартиру (по рассказам экскурсовода квартиру Зощенко заняла литературный функционер Вера Кетлинская, а денег он так и не получил), где и находится теперешний музей. До 1990-х годов квартира принадлежала наследникам писателя. Музей примечателен тем, что в нём полностью сохранена обстановка рабочей комнаты писателя и его личные вещи. Кроме того, это один из немногих музеев в Санкт-Петербурге, отражающий яркую историю советской литературы 1920-1930-х годов. В настоящее время в музее-квартире проходят вечера современной прозы «Встречи у Зощенко».
Михаил Михайлович Зощенко ( 28 июля (9 августа) 1894, Санкт-Петербург - 22 июля 1958, Сестрорецк) - русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы.