Многие замечают черты этого процесса. Например, это просматривается в постоянном увеличении количества женоподобных мужчин. Каждый сталкивался, наверное, с идущим по улице человека с челкой в половину лица, по внешнему облику которого и не понять, какого он пола. Но дело не только во внешности. Есть, например, особи мужеского пола вполне с брутальные с виду, но при этом внутренне слабые, пассивные, зацикленные на своей внешности.
Откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос во всей полноте, нужна не статья и даже не серия статей, а вполне себе докторская диссертация. Ибо факторов немало, и сложно сказать, какие из них являются ключевыми, но я попробую перечислить некоторые из них
.
Первый фактор.
Разрушение образа героя и героического в современной культуре и политике. Недавний и очень яркий пример разрушение образа героя - детский фильм «Ночь в музее: тайна гробницы».
Авторы фильма взяли накаленные образы легендарных героев, воплощающие благородство, волю, дух, и уничтожили, выставляя их карикатурными персонажами. Ланцелот - один из самых известных образов в мировой литературе, воплощающих благородство, представлен вором и подлецом. Могущественный воин и правитель Атилла - слабаком, падающим в обморок т. д. Если раньше растущий мальчишка, читавший об этих героях восхищался великими воинами, старался на них равняться, то после того, как герои осмеяны, на кого ему равняться?
Когда образы истинных героев разрушены, детям предлагают суррогатных. Вот два героических образа: Илья Муромец и Человек-паук - один из самых популярных ныне образов у детей.
Ощутили разницу? Человек-паук подчеркнуто женоподобен.
Кстати сказать, паук во многих культурах олицетворяет женское начало. У многих народов это образ Великой Матери. Паук - один из образов ассирийской богини Иштар, а также египетской богини Нейт и многих других. У человека-паука женская сила, женское оружие, ведь это женщина связывает, опутывает, запутывает...
Откуда берутся подобные весьма искусственные образы? Как ни странно, если проследить длинную цепочку передачи идей, то оказывается, что изначально некие идеологические конструкты создаются в тиши государственных кабинетов. Чиновниками, отвечающими за разработку и распространение этих идеологических конструктов. О том, что Голливуд, это прежде всего пропагандитская машина, транслирующая нужные идеологические конструкты, я уже
писала.
Но вернемся к гендерно сложноустроенному человеку-пауку и его создателям. В медиапространстве сейчас активно распространяется понятие гендера и меняющихся гендерных ролей. Идею эту озвучил в свое время один из высоких государственных американских чинов Стивен Манн. Это высокостатусный дипломат, входивший в группу непрерывного кризисного мониторинга при Государственном департаменте США. Манн - весьма значимая фигура в области разработок концептов информационно-психологического воздействия. Он работал в институте «Институт Санта Фе», созданном под эгидой Пентагона и Госдепа, занимавшимся, в том числе, адаптацией теоретических разработок к прикладным военным задачам.
Под фразой «меняющиеся гендерные роли» подразумевается размывание гендерных границ. Как на практике выглядит внедрение идеи гендера в общество? Через инверсии поло-ролевых функций в кино- и телевизионной продукции. То есть свойственные одному полу функции и способы поведения присваиваются противоположному полу. Женщины ведут себя подчеркнуто по-мужски, они активны, агрессивны, а мужчины - наоборот. Они пассивны, чувствительны и романтичны. Это особенно видно в детских фильмах и мультфильмах. И человек-паук - яркое воплощение идеи размывания границ пола. Эта идея очень хорошо просматривается в рекламе. Например, в Германии рекламщикам рекомендовано не показывать женщин и мужчин, занимающимися свойственными им делами. Женщин нельзя показывать на кухне приготавливающими пищу и т. д.Это считается гендерным стереотипом, нарушающим права женщин. Кстати, подобные рекламные продукты стали появляться и у нас. Узнаете?
Click to view
Происходит все по следующей схеме: сначала появляется некая теоретическая разработка, ( в данном случае, идня, провозглашенная Манном), затем она оказывается в документах ООН. В методичках ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) о сексуальном просвещении детей гендерному вопросу придается особое значение. Затем эта идея транслируется через СМИ.
Почему эта идея меняющихся гендерных ролей может принести вред и вполне способна воздействовать на процесс воспитания? Дело в том, что свойственные определенному полу качества формируется из двух источников. Первый - это естественно, биологическая обусловленность. Она вносит самый важный вклад. Второй - это социум. Для того, чтобы юноша стал мужественным, он должен расти в соответствующей культурной среде, предъявляющей к мальчику соответствующие требования, он должен получить соответствующее воспитание. А если ему через культуру транслируется, что мужественным быть «не прикольно», что можно, и даже лучше быть пассивным, эмоциональным и жеманным, то он не станет мужественным. А зачем американским идеологам так нужна технология, унитожающая мужественность - решайте сами.
Как я уже говорила, разрушение образа героя - далеко не единственный фактор, нивелирующей формирование мужественности. О других факторах - позже.