Путешествие в Венгрию во времени, или моя первая "заграница"

Jul 30, 2011 23:10

Этот текст я нашла, разбирая материалы, созданные для сайта Турбина.
Планировалось продолжение, но увы, оно так и не было написано.
Однако я решила, что возможно он и в таком виде окажется интересным для кого-то из читателей ЖЖ.
А там - чем черт не шутит - хватит энтузиазма дописать.

Возможно сегодня интересно будет совершить своего рода "путешествие во времени", увидев "заграницу" глазами советского человека эпохи позднего социализма. Память сохранила на удивление много из той замечательной поездки многолетней давности.

1.КАК Я ПОПАЛА В "ЗАГРАНИЦУ".
В описываемые времена "заграница" была вполне доступной, но путь туда был довольно хлопотный. Мне выпал один из привлекательных вариантов: студенческий обмен. Каждый год две группы по 8 четверокурсников нашего факультета МГУ на три недели отправлялись в университеты Берлина и Будапешта. Потом к нам приезжали венгры и немцы, и мы принимали их в Москве примерно так же, как и они нас. Это считалось практикой, для нас готовили научную программу, она была интересной, но рассказывать я буду о другом.
Осенью провели собеседования, отобрали "достойных" - 8 человек "основного состава" и 6 кандидатов, которые должны были занять места в основном составе если в течение учебного года "основные" отпадут, запятнают свою репутацию или не пройдут собеседования. Почти целый год надо было практически еженедельно ходить на собрания, делать доклады - готовиться к предстоящим собеседованиям. Я была в "основном составе", но запросто могла вылететь из него, а кандидаты буквально "дышали в спину", желая занять твое место - не самая приятная ситуация.
Ближе к весне начались собеседования. Их было четыре - два по комсомольской линии и два по партийной. Нужно было отвечать на вопросы по международному положению, знать венгерских партийных деятелей и государственное устройство, а также венгерских писателей, художников и прочих известных венгров (те, кто ехал за границу как туристы, тоже должны были проходить все эти собеседования, а еще представлять справки из венерологического, психоневрологического и туберкулезного диспансеров; но с нас справок к счастью не собирали).
И вот собеседования благополучно пройдены, 8 счастливцев определились, с нами двое преподавателей в качестве руководителей (обязательно члены партии!), начинаются практические хлопоты. Мы собираем деньги (обедами и ужинами нас обеспечивали, а на завтрак выделяли деньги, однако чтобы тратить как можно меньше драгоценной валюты, почти все продукты мы везли с собой), закупаем продукты и сувениры, договариваемся, кто что везет.
Интересно, что тогда советский человек не имел права держать дома загранпаспорт. Наша руководительница раздала их в поезде, а потом в поезде же на обратном пути собрала обратно. Она же собрала с нас рубли для обмена и потом раздала форинты. Советский человек имел право обменять 300 рублей, что по тем временам было немалой суммой: студенческая стипендия была 40 рублей, а средняя зарплата - около 150-ти.

И вот майское утро, слегка обалдевшие от поезда и ночи, ушедшей на прохождение границы, мы выходим на перрон, нас сажают в микроавтобус и везут в общежитие. Там уже ждет легкий завтрак, и почти сразу же не дав нам опомниться, нас везут смотреть город. Мы едем на гору Геллерт, к Рыбацкому бастиону, перед нами восхитительный город, цепочка мостов, купол Парламента - а мы, окончательно обалдевшие, вместо того, чтобы восхищаться этой красотой (вот сейчас, столько лет спустя, вспоминаю - и улыбаюсь)... обсуждаем, что же мы будем показывать венграм, когда они приедут в Москву. В общем, не зря нас целый год муштровали...
Не буду описывать нашу поездку последовательно, но есть моменты, про которые не могу не написать.

2.ПРО УРОВЕНЬ ЖИЗНИ "У НАС" И "У НИХ".
Хотя Венгрия в то время и была социалистической, разница в уровне жизни бросалась в глаза сразу же. Общество товарного изобилия предстало перед нашими изумленными взорами. Магазины, магазинчики, лавки, лавчонки, полки, забитые разнообразными продуктами и шмотками, красивые витрины - и никаких очередей. Еще неведомые тогда Кока-Кола и Фанта, масса неведомых нам мелочей - в общем, было от чего приходить в восторг.

Потом, когда я вернулась, разные люди задавали мне примерно одни и те же вопросы:
- А мясо у них в магазинах есть?
- Есть.
- А очереди у них есть?
- Нет.
- А чем же они тогда недовольны?
На этот вопрос я ответить не могла.

Однако довольно быстро стало понятно, что кое в чем мы живем лучше. Так, в 12-этажном общежитии Будапештского университета, где мы жили, лифт не работал почти никогда, горячая вода была только по несколько часов утром и вечером, а туалет и душ - на другом этаже (потому что на нашем - только для мальчиков).

В общем, наше постижение заграницы началось с вещей вполне прозаических. Подробности быта и шоппинга составляют немалую часть воспоминаний о той поездке. Хотя конечно не только они остались в памяти.