Загадочное слово "нарратив" привлекает и пугает меня почти так же, как "дискурс", "постмодернизм" и всякие другие загадочные термины. Ну не может мой конкретный ум ориентироваться вот в таких текстах:
"Нарратив - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, "сообщающего") текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. является его самодостаточность и самоценность: как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается "ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой"
Тем не менее, не так давно, я сделала попытку разобраться все ж таки,что это такое. Я боюсь, что итог далековат от того, что понимают под нарративом те, кто умеет говорить умными словами, но зато результат оказался не только прост и понятен, но и личностно значим
Так что я расскажу про "мой" нарратив.
Недавно на одном турфоруме я вычитала следующую байку.
У дамы, возвращающейся с отдыха в Россию, в аэропорту украли фотоаппарат вместе со всеми сделанными в отпуске снимками. Дама горько рыдала: она оплакивала не фотоаппарат, а пропавшие снимки, повторяя сквозь слезы: "Весь отпуск пропал".
Казалось бы парадокс: прекрасно проведенный отпуск пропал из-за исчезновения снимков. В чем тут дело (ну если не списывать все на дурость и прочие нежелательные черты)? Однако же вместе со снимками пропала возможность фотонарратива, то есть, (фото)рассказа об отпуске, который будет греть тебя до следующего отпуска.
Что остается у нас после того, как событие произошло? Остается нарратив, неважно, визуальный (фото, видео) или словесный, то есть, история, которая тебе нужна и важна. В этой истории все будет не совсем так (или совсем не так), как на самом деле. Но после создания нарратива "на самом деле" уже никого не интересует, потому что его нет, зато есть нарратив.
По сути дела, создавая историю, мы тем самым меняем реальность, делая ее такой, какой она нам зачем-то нужна. Кстати, можно изменить историю - и тем самым реальность изменится, поэтому нарратив любят и ценят психотерапевты, но в этом я мало разбираюсь
Зачем нужны дембельские альбомы, которые есть по сути тот же нарратив? Чтобы осталось в твоей истории не то, как тебя унижали и как было тяжело, а глянец фотографий, где ты бравый и улыбающийся. А тяготы - ну, из них тоже можно нарратив сделать.
Много лет я поражалась ненужной помпезности свадебных церемоний, на которые грохаются бешеные деньги - и - что греха таить - считала тех, кто устраивает пышные свадьбы, глупыми и жаждущими пускать пыль в глаза всему свету. И только недавно меня осенило: помпезная свадьба устраивается не ради самой свадьбы, а ради нарратива: чтобы потом, разглядывая фото и видео, подгоняя к ним остатки воспоминаний, в дни семейных бурь и семейной тоски, бывшие молодожены говорили себе: смотри какие мы были молодые и счастливые, как мы любили друг друга. Они будут повторять это своиим детям и никому уже не будет дела, что у невесты жали туфли, а жених еще накануне свадьбы думмал: а может не стоит?
И получется, что не так уж редко мы творим действо не ради самого себя, а ради нарратива. Или хотя бы так или иначе "подстраиваем" его под будущий нарратив. Например, думая, как то, что я сейчас вижу, слышу, чувствую, будет описываться на форуме.
А фотографии - это же вообще рабы нарратива. Вместо того, чтобы смотерть на мир, мы смотрим на него через квардратик фотоаппарата, даже мысленно прикидывая кадры. И как разобрать, где тут живая реальность - а может она уже никому и не нужна??? - а где "кирпичики" будущего нарратива.
Хорошо это или плохо? Наверное нее очень-то хорошо, но иначе уже вряд ли возможно в нашем мире, стремительно превращающемся лишь в преамбулу нарратива.
Слишком многое в моей жизни держится на нарративе. Слишком многое происходит не тогда, когда оно происходит на самом деле, а именно тогда, когда создается нарратив.
А закончу я цитатой из умной статьи про нарратив. Но тут вроде бы понять что-то можно.
exlibris.ng.ru/kafedra/2007-12-20/4_pushkin.html «Жизнь - это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью...» («Макбет»).
В этой знаменитой шекспировской дефиниции жизни нас так поражает ee «идиотизм», что мы не замечаем другого, более глубокого парадокса: жизнь - это история, рассказ, способ повествования.
Как выразился Генри Джеймс, истории случаются с теми, кто знает, как их рассказывать. Если нет рассказа, то нет и самой истории. Есть люди, у которых самые ничтожные случаи перерастают в долгие захватывающие истории, и есть люди, которые испытали множество волнующих событий, были причастны к Истории с большой буквы, но весь их рассказ сводится к одной-двум сухим протокольным фразам. Значит ли это, что они прожили менее богатую жизнь, если они не умеют о ней рассказать? Или, быть может, им требуется другой способ жизнеописания, которому ни сами они, ни их собеседники не научены?...
Основной тезис нарративной психологии так выражен Брунером в статье «Жизнь как нарратив» (1987): «...У нас, по-видимому, нет иного способа описания прожитого (и проживаемого) времени, кроме как в формах нарратива. <...> С психологической точки зрения такой вещи, как «жизнь сама по себе», не существует... Жизнь есть рассказ, нарратив, сколь бы несвязным он ни был».
Постскриптум от июля 2011. Текст, написанный два года назад, лишился пары фраз - преамбулы и тогдашнего постскриптума.
Почему? Потому что сегодня мне нужен немного другой нарратив. Не имеющий отношения к событиям двухлетней давнгости.